Дополняя реальность
Все мы знаем И.К. Айвазовского в первую очередь как мастера морского пейзажа, его картины кажутся живыми даже если на них изображён изначально статический объект. Яркие, и не всегда реалистичные, но обязательно пронзительные и поражающие своей эмоциональной достоверностью.
10 мая, главное здание Государственного музея изобразительных искусств, лекция старшего научного сотрудника ГМИИ Романа Гатилова, тема дискуссии «Маринист Иван Айвазовский».
Родился в семье небогатого армянского предпринимателя и сначала пользовался несколькими именами, домашние называли его Аванес Айвазян, на службе – Иван Гайвазовский и Айвазовский. Так и его родной город – сначала был греческой Феодосией, затем Итальянской Каффой, потом турецким Кеффи и только потом стал русской Феодосией.
Юный Аванес увлеченно рисовал, а так как дома бумаги не было, он пристрастился расписывать углём беленые заборы и стены на окрестных улицах. Как-то двух солдат, нарисованных углём на заборе, увидел Феодосийский градоначальник и приказал художника изловить и доставить к нему. Феодосийский градоначальник Александр Казначеев оказался просвещённым чиновником – он дарит мальчику краски и бумагу, вводит в свою семью, становится для того практически вторым отцом и хлопочет, чтобы талантливого юношу приняли в академию художеств в Санкт-Петербурге.
Когда его картины стали покупать короли и министры, художник также стал помогать окружающим деньгами, но чаще работами: «Вот вам картина, продайте, а деньги употребите на что-то нужное». Сейчас в фондах ГМИИ хранятся две картины Ивана Айвазовского — «Гондольер на море ночью» и «Крымский вид».
Увидеть их вживую – уникальная возможность, ведь его картины за огромные деньги покупали Папа Римский и король Неаполитанский.
Все знают, что отличительной чертой Айвазовского была скорость его письма, считается, что за жизнь он написал около 6 тысяч картин.
Удивительная атмосфера покоя, покоя готового в любой момент взорваться грозой и бурей, и снова затихнуть. Картины необыкновенно правдоподобны, вы вряд ли видели настоящий шторм, но вам кажется, что он выглядит именно так. Иван Айвазовский один из самых любимых художников в России и самый узнаваемый русский художник зарубежном. При жизни его с триумфом принимали повсюду, художник мог жить где ему захочется, но он выбрал не Петербург или Италию – поближе к академии и заказчикам, а родную Феодосию, для которой, к слову, сделал очень многое: например, благодаря ему была проведена железнодорожная ветка. Со временем Феодосия разрасталась, и в ней катастрофически нахватало пресной воды, а у художника в 25 верстах от города было имение с мощными источниками. Айвазовский решает провести водопровод и подарить землякам 50 тысяч литров чистейшей воды в сутки.
Известно, что Айвазовский рисовал преимущественно по памяти, с натуры Айвазовский делал только наброски, он говорил, что движение живых стихий неподвластно кисти нарисовать молнию, порыв ветра, всплеск волны с натуры – невозможно.
Как вы видите, картины Айвазовского дышат свободой, символично, что сейчас в массовом сознании так же дышит свободой место его корней – Армения. И если картины не могут нам дать четких инструкций, что нужно сделать, чтобы быть свободным, мы можем получить нечто намного более важное – ощущение свободы через те визуальный образы, что закладывал в них автор.
Богдан СУТОРМИН
Фото автора, картины авторства И.К. Айвазовского
*Что же такое свобода?
«Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. Бесконечное не определимо в словах. Оно выше слов.
Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. Как же это получается?
В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни».
Из манифеста газеты «Первое сентября».