Экономическая журналистика: попытка удовлетворить общественный интерес
Эти размышления, отнюдь не лишенные субъективности, начнутся с простейшего и банальнейшего вопроса: что заставляет нашего соотечественника и сегодня заглядывать в окошко газетного киоска не только ради канцтоваров, сухариков или чашки кофе, но до сих пор и ради газет-журналов тоже? Ответ в самом широком смысле ожидаем и, несомненно, верен: интерес. Или интересы, ибо таковых очень много. И иногда они остаются неудовлетворенными.
В чем проблема?
Состояние экономической журналистики сегодня не внушает особого оптимизма. Если с новостями местного и мирового уровня, медициной, экологией и социальной темой компетентность подавляющего большинства профессионального сообщества позволяет справляться на ура, то с экономикой у журналиста взаимоотношения, мягко скажем, непростые. Редакционным администрациям покоя не дает дефицит журналистов-экономистов. Анатомия проблемы в общем-то не нуждается в особом изучении. Поверхностный ответ - в вечном конфликте чистого и исключительного гуманитария с цифрами и соответствующими понятиями. Не надо особо углубляться и для того, чтобы понять следующее. «Недостаток специалистов» давно уже трансформировался в недостаток желающих заниматься этой сложной сферой, каждая тема в которой требует серьезного анализа немаленького объема специализированных источников. Для журналистов, сидящих на формуле «мизерная ставка+гонорар=зарплата» проще перевыполнить план, либо описав происходящее вокруг, либо проинтервьюировав какого-нибудь специалиста. А не тратить свое драгоценное время, которое лаконичность афоризма давно и прочно связала со словом «деньги».
А что же серьезные аналитические издания, которые только и делают, что пишут про экономику и обо всем, что с ней связано? Не скрывая чрезмерную субъективность этого наблюдения (все-таки не социологическое исследование с выборками, наблюдением и прочим), отмечу: сотрудники газетных киосков переживают за солидные издания, которые залеживаются на полках. Возможно, вышедшего из метро простого человека отпугивает ценник с трехзначным числом. А возможно, в глобальных проблемах, которые поднимаются и качественно преподносятся серьезной и по объему, и по статусу журнальной аналитикой, региональный читатель просто не находит ответа на свой вполне конкретный и ожидаемо локальный вопрос: что будет с моим кошельком?
Есть и еще одна причина для этого разговора. В условиях, когда все тематические ниши современного медиабизнеса уже заняты, а воздух насыщен пессимистическими настроениями относительно существования газет, в пору задуматься о сохранении идентичности изданий, авторитет которых проверен не одним десятком лет. Естественно, при увеличении читательского интереса именно к бумажной версии, сберечь которую всеми силами пытаются главные редакторы. Потенциальная переделка издания от корки до корки содержит в себе риск потери стабильной аудитории. Но как тогда добиться более высоких показателей? Изменить угол зрения на традиционную тему.
Что делать?
Возможное решение наболевшей проблемы подсказала Ее Величество Интерактивность. Кстати, для практики весьма полезно периодически возвращаться чуть назад и знакомиться с реакцией читателей, которую прогресс из эмоциональной вербалики телефонного звонка трансформировал в электронное предложение, впрочем тоже не обделенное эмоцией смайла. Эти читательские заметки под материалами поистине кладезь того, что составляет в каждом случае неповторимый журналистский опыт. Вот и недавно луч внимания выхватил из просторов электронной версии одного регионального издания 11 комментариев, единогласно взывающих к журналистам: «Больше жизненного опыта! Интересно узнавать, как конкретное событие отразится на мне? Как в той или иной ситуации поступил другой человек...». Позволю себе несколько уточнить: «другой человек», возможности и жизненные ресурсы которого совпадают с целевой аудиторией газеты. Именно личный опыт, пропущенные через себя условия кредита и тому подобное, реальные настоящие истории из жизни помогут журналисту самому понять и объяснить читателю источники проблемы, подсказать последнему выход из конкретной ситуации. Отождествление своих интересов с интересами аудитории позволят адаптировать экономику к повседневной заботе массового читателя о благополучии своей семьи.
Но здесь кроется и немало опасностей профессионального характера. Как не опуститься до излишнего примитива? Стоит ли разъяснять общеизвестные и часто звучащие аббревиатуры? Как сделать материал максимально понятным для читателя и при этом не «обвинить» его в незнании элементарных вещей? Ответы на первых порах может дать только интуиция. А дальше подскажет опыт и более плотное знакомство с читателем. Не исключено, что вплоть до личных контактов. В регионе это гораздо проще поддается практическому воплощению. Главное, обратную связь не разрушать. И тогда, возможно, экономическая журналистика выйдет за рамки элитарной кучки экспертов, которые создают сложные материалы для столь же малой группы продвинутых читателей.
Ксения Кадочникова
Tags: журналистика