Живопись – вот чем можно дышать
Богатейшая экспозиция картин знаменитого живописца XIX века Карла Брюллова открыта в государственном Центре изобразительных искусств РТ.
Культурно-выставочный центр принял первых зрителей 19 марта. Здесь представлена лишь часть картин Карла Брюллова, в их число входят как ранние, так и поздние работы, привезенные из Петербурга в Казань – 50 полотен мастера, размешенных на втором этаже в трех залах.
Первый зал «рассказывает» гостям музея о творческом пути Брюллова – на вывесках представлена история создания картин. К ранним работам художника относятся такие картины как: «Руины в парке» (1820 г.), а также незаконченная картина «Беседа Нумы Помпилия с нимфой Эгерией» (1824-1828), которая была написана Брюлловым впервые годы проживания в Италии. Вначале выставки среди мифологических, исторических сюжетов, а также пейзажей, можно встретить портреты знакомых и близких Карла Павловича, например, «Портрет архитектора К.А. Тона» (1820 г.), написанная по инициативе художника, дружившего с Тоном, и «Портрет А.П. Брюллова» (1820-е), родного брата художника, тоже живописца и архитектора.
Из самых знаменитых работ на экспозиции можно видеть легендарные картины «Последний день Помпеи» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».
В работах художника отражается история и культура народов Южной Европы и мифологические сюжеты. В них заложен глубокий смысл, затронуты нравственные проблемы, которые художник не мог не выразить. Впечатляет пронзительный, омраченный тревогами и задумчивостью взгляд «Итальянки из Неттуно» или такие же печальные глаза Пифферари – пастушка из Абруццо (район Италии), играющего на дудке и, верно, исполняющего церковное песнопение перед образом Мадонны. «Монахиня-капуцинка в храме» (1828-1829) была создана на коричневой бумаге белилами и акварелью. С помощью контраста и игры света и тени Брюллову удалось передать различие между аскетичными одеждами монахини и вычурным убранством католического храма, а также ее спокойствие, кротость и покорность судьбе в этих тихих кельях монастыря.
А во втором зале выставки каждый мог проникнуться романтическими сюжетами художника. Многочисленные автопортреты юных девушек, изображенных Брюлловым, отличаются обилием холодных, спокойных тонов, с помощью которых передается изящество тонких натур: «Портрет неизвестной», «Портрет великой княжны Марьи Николаевны», «Портрет графини О.П. Ферзен на ослике» (1835 г.) история которой таинственна: говорят, что история кражи графини О.П. Ферзен своим женихом могла послужить самому Пушкину в качестве сюжета для повести Белкина «Метель».
В мужских же портретах больше используются темные и яркие тона: черный, коричневый и красный, к примеру, на такой картине как «Портрет графа А. Строганова», «Автопортрет» (около 1823 г.), предназначавшаяся для галереи во Флоренции и подаренная перед отъездом в Россию семейству своего друга Карло, «Портрет молодого человека» (1820-е), названный В.А. Кокоревым портретом товарища Брюллова по Академии.
Величественные осанки императрицы Александры Федоровны и ее дочери на эскизе неосуществленного портрета 1837 года запомнятся каждому гостю выставки. А такие картины как «На исповеди», «Мать, просыпающаяся от плача ребенка», «Любовная сцена в парке», «Дуэт в саду» будто передают динамику, движение: герои картины готовы соскочить с листа и претвориться в жизнь. К примеру, глядя на картину «У окна», можно даже услышать голоса персонажей композиции.
Совершенной неожиданностью на выставке стали сатирические шаржи Брюллова, затаившиеся в углу второго зала, в компактных рамках. Художник написал шутливый портрет своего ученика, художника-копииста подпоручика Корицкого, облачив его в костюм. Также он изобразил русского скульптора И. П. Витали лепящим бюст самого К. Брюллова. Причем передать всю сатирическую окраску картин живописцу удалось и с помощью обыкновенного карандаша.
В третьем зале музея представлены последние работы Карла Брюллова, которые были написаны на рубеже 1843-1849 гг. Это эскизы образа Казанского собора (1839), росписи медальона для Храма Церковного Преображения Господня на Аптекарском полуострове в Санкт-Петербурге (1845), большого купола Исаакиевского собора (1843).
Немногие знают, что в 1843 году Брюллову предложили контракт на изготовление фрески для купола в 800 кв. м. и привлекли к работе других художников, таких как: Ф. Бруни, В. Шебуева, Т. Неффа. И именно французский архитектор А. Монферран настоял на масляной живописи, так как произведение не сможет противостоять сырому петербургскому климату и как в воду глядел, ведь позже роспись эта действительно пришла в негодность и была заменена на мозаику по тем же эскизам русского живописца.
- В каждой работе этого автора, которая имеется на данный момент в нашем музее, передается не только история города, где жил и работал художник, но жизнь и быт народа Италии. Также, к сожалению, здесь представлены малые вещи, но мы со временем будем привозить и большие вещи, – отметил директор «Русского музея» Владимир Гусев.
Юлия АНИКИНА, Алина ВАЛИЕВА,
слушательницы Школы молодого журналиста
Фото: Алина ВАЛИЕВА