Как праздновали Масленицу в старой Казани
Масленица – языческий праздник, который был известен людям до принятия христианства на Руси, был одним из самых веселых и разгульных.
В старой Казани у Масленицы был разгул широкой и трудно удерживаемой русской натуры.
Первой забавой было катание «на татарах». Извоз в масленицу именно татарами считался какой-то привилегией, дарованной едва ли не при Петре I.
С раннего утра почти все улицы центра города занимались парными раскатистыми санями татар, приезжавших из всех ближних уездов. В иные годы их число доходило до шести тысяч. Гривы у впряженных в сани лошадей украшались лентами. Сани покрывали коврами.
Проходивших мимо стоящих саней горожан татары упрашивали: «Садись, пожалуйста, хозяин», «Пожалуйста, садись, знакомый». «Гулям, бачка». Загрузившись седоками, по крику «айда» (ступай), «кувала, кувала» (скорей, скорей) мчал татарин свою пару лошадей, всю в цветных ленточках, под веселый смех катающихся.
Еще отмечали Масленицу кулачными боями. Люди верили, что, пролив таким образом кровь, они приносят жертву духам, которые некоторое время после этого их не будут тревожить.
В Казани по четвергам, когда праздник достигал вершины веселья, накатавшись «на татарах», устраивали кулачные бои между русскими и татарами. Дрались по строго установленным правилам. У той и другой стороны были богатые купцы, любители кулачных боев. Денег на приглашение богатырей для участия в кулачных боях они не жалели.
Известный купец-миллионер Юнусов для бойцов Старо-Татарской слободы невесть откуда добывал известных на всю Россию «записных» бойцов вроде Алеши Родимца или Паши Быка. Когда противная сторона начинала ломить, «записной» выпускался, ломал стенку противника и решал исход состязаний в пользу той стороны, к которой был «записан».
История кулачных боев на Кабане сохранила имена таких богатырей, удары которых заканчивались смертельным исходом. Полиция была вынуждена брать у них подписку о запрещении их участия в «забаве».
Как праздновали на Руси Масленицу? Конечно же, весело! Обязательными были различные гуляния, веселье, хороводы, песни-веснянки. Девушки и парни танцевали и веселились. Если удовольствия днем могли себе позволить горожане почти всех сословий, то в вечерних – представители высшего общества.
Ежедневно устраивались балы, танцевальные вечера и маскарады в Дворянском или Купеческом собраниях в определенной очередности. Например, понедельник – бал в Дворянском собрании, во вторник – танцевальный вечер в Купеческом собрании. Кроме этого, давали частные вечера губернатор, именитые чиновники и купцы. Эти вечера были ничем не хуже балов в лучших домах северной столицы. На мероприятия в Дворянском собрании дамы приходили в изысканных нарядах, а кавалеры в военных мундирах, фраках с белыми жилетами и галстуками. Там всегда попеременно играли два оркестра. К услугам был прекрасный буфет, украшенный цветами. Увеселения в Купеческом собрании не носили такой строгости. Наряды дам были намного скромнее, а одежда кавалеров не отличалась строгостью. Черные жилеты и галстуки, сюртуки и мундиры гражданских ведомств здесь никого не смущали. Однако и здесь буфеты были отменными.
В воскресенье устраивались проводы Масленицы. Все родные собирались у старшего в роду. Просили друг у друга прощения, сопровождая слова поцелуями и низкими поклонами. В этот день посещали кладбища и просили прощения у усопших.
Эти традиции и обряды полностью сохранялись среди православных города Казани до 1930-х годов.
Подготовила ДАРЬЯ МАСЛОВА,
слушательница Школы молодого журналиста
Фото автора