1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

«Недооценивать культуру СССР — большая ошибка» [Metropolitan Poets, часть 1]

Дата: . Опубликовано в Тема

h6FT6NCz5B8Представитель новой волны российской музыкальной журналистики Кирилл Глебов расскажет нам о современной музыке, группе Metropolitan Poets и не только.

-       “Секс, наркотики и рок-н-ролл” по-прежнему девиз рокеров или новая кровь заменила эти слагаемые?

Как и любое обобщение, этот девиз не верен. Ни тогда, ни сейчас. Этому принципу придерживались отдельные персонажи, множество из которых к рок-музыке имели весьма опосредованное отношение.

        - Окей, начнем с твоего краткого описания российской музыкальной сцены.

По моему мнению, на нашей сцене появляется много хороших музыкантов. Группы играют хорошо и слаженно. В стране появилось огромное количество специалистов, которые могут построить хороший звук и качественно записать материал любого жанра. У людей появились деньги на покупку инструментов и прочего для занятия музыкой. Это, кстати, к слову о кровавом режиме Путина. В ельцинские времена, когда я начинал играть в своей первой группе, купить бас-гитару было равносильно покупке крупной бытовой техники. Да и купить толком негде было. В миллионниках, конечно, дела обстояли получше, а вот в небольших городах дела именно так и обстояли.

Так вот, несмотря на навыки и возможности музыканты играют совершенно бездушно и большей мере копируют манеру игры икон того или иного жанра. Возможно, это очередной этап развития Российской сцены, но сейчас группы похожи одна на другую. Молодежь как-то слишком слепо подражает западным музыкантам — но это фишка молодежи. Она всегда подражает, старается быть в тренде. Хотя стоит отдать должное — иногда наших от «ихних» не отличишь. Хотя самобытных музыкантов тоже полно.

В начале 00-х многие металл-группы, которые в большей степени уделяли внимание обложке и в меньшей степени содержанию, применяли термин «фэшнкор». Вот примерно так я бы описал и современную постсоветскую сцену. Лет через десять, надеюсь, эти семена дадут хорошие побеги.

-       Теперь андеграунд. Что есть андеграунд в России?

Андеграунд всегда честнее и круче. Проблема в том, что сейчас считать андеграундом, а что мейнстримом? Интернет практически уничтожил эту границу. Недалеко от моего дома расположен байкерский клаб-хаус. Частенько там проходят концерты, на которые я иногда попадаю. И несмотря на то, что мне не всегда близка та музыка, которую там играют, но это я назову андеграундом. И это мне нравится. В более широком смысле рассмотреть этот вопрос не представляется возможным.

-       Как так получилось, что ты стал заниматься музыкальной критикой и играть в группе?

Играть в группе и заниматься музыкальной журналистикой — это совершенно разные вещи. Как правило, музыканты не очень-то хорошо разбираются в музыке и трендах, так как изо дня в день варятся в одном котле. Это не значит, что они слушают только сходную музыку с тем, которую играют. Нет. Но их восприятие индустрии в целом слегка замылено «движухой», внутри которой они варятся. Отсутствует аналитическая составляющая.

Мне всегда было скучновато из раза в раз играть одно и то же. Сегодня хочется блюз поиграть, завтра панк, послезавтра рэггей-серф, а потом хип-хоп с живыми инструментами. Благодаря этому непостоянству я слушал очень много разной музыки. Поэтому же мне было всегда тяжело играть в группах. Хотя я делал это с 14 лет.

-       А что из себя представляют Metropolitan Poets?

Первый релиз группы вышел в 2012г. под названием “Random Tunes”. В 2014 выходит “Greed”. В 2015 - UnwindEP. Ребята экспериментируют в следующих стилях: Downtempo / Trip-hop / Jazz / Abstracthip-hop / Chill-hop / Instrumental.

С учетом особенностей моего непостоянства МР оказались для меня панацеей. Нет постоянных репетиций в формате 3/7, нет каких-то сроков и форматов. Я записывал гитарные дорожки, битмейкер лепил рыбу (заготовка/эскиз аранжировки), саксофонист украшал композицию духовыми виньетками. Релизы выпускали по готовности. Конечно, уровень раздолбайства и прокрастинации периодами зашкаливал, но такой формат сотрудничества для меня очень удобен.

Я писал статью о Гоше Мартынове и его проекте DAFU для «Ровесника». Вроде в 2011 году. После того, как материал вышел, я предложил записать для него несколько гитар, которые могли бы украсить его музыку. Он согласился. Стаса — саксофониста — я выдернул из ЖЖ, в рамках которого мы были ранее знакомы. Так и появились Городские Поэты.

Следующее описание группе дал музыкальный паблик Девять Целых: Над проектом работают четыре человека - битмейкер, саксофонист, басист и гитарист, которые никогда друг друга в глаза не видели, т.е. это интернет-проект. Творческое объединение получило название Metropolitan Poets в знак того, что участники расценивают свою музыку как поэзию или настраивающий на поэтический лад аперитив.

-       Как считаешь, музыкантам стоит сосредотачиваться больше на концертных выступлениях, чем на борьбе с пиратами и бесплатной музыкой?

Тут двояко. Я понимаю, что пиратство не дает музыкантам желаемого заработка. Но тут представители индустрии должны подстроится под реалии и разрабатывать новые направления. То есть, попытаться извлекать из сложившейся ситуации выгоду. Пока этого не произошло — концерты. Это хорошая возможность заработать деньги.

На мой вопрос об эволюции российского хип-хопа Кирилл ответил, что не видит уровня, а персонажей вроде Oxxxymiron или Johnyboy вообще не знает. (“В ру-рэпе вообще черти что происходит”) И да, шоу вроде Versus, Slovo или EpicRapBattlesofHistory он также не смотрит.

-       Окей, на каких музыкальных исполнителей, по-твоему, стоит обратить внимание?

Мне близки по духу ребята, выпускавшиеся на лейбле Gorgona Records. Обратить внимание нужно почти на все. Очень интересное оживление в отечественной серф- и рокабилли-тусовке. Еще понравились Bluesbraker. На реюнион группы 32 стоит обратить пристальное внимание.

-       Как считаешь, станет ли ноутбук однажды полноценным муз. инструментом?

Уже стал. Более того, я многие демки пишу на смартфон. От барабанов, до гитар и струнных.

-       Платные сервисы вроде AppleMusic, Spotify - будущая модель рыночного механизма музыкальной индустрии?

Определенно. Люди перестали слушать альбомами и слушают треками. Не удивлюсь, если в скором времени ВКонтакте введут подписку на музыку. Большинство слушает музыку именно там.

-       Что думаешь насчет того, что соцсети и немногие музыкальные сайты – основные прибежища музыкальной журналистики?

Соц. сети как раз и убили музыкальную журналистику. Бесконечный поток информации и альбомов отбил всякую охоту и публики читать. Для чего нужна была муз-журналистика (кроме фактора «желтой прессы») — узнавать новости групп и понимать, что стоит купить, а что нет. Сейчас каждый сам себе муз. журналист. В сторонних мнениях окончательно отпала необходимость.

Кирилл также считает, что зона влияния традиционных СМИ в принципе уже заканчивается, единственное, так это поп-музыка, где все еще действуют музыкальные каналы и радиостанции.

-         То есть радио не потеряло былую силу?

Недавно читал интересную статью о доле радио на рекламном рынке. Сейчас, если я правильно помню, она возросла. Думаю, радио по-прежнему актуально. Но с появлением интернета изменилась целевая аудитория. В интернете нет никакой ротации. Там каждый ротирует то, что сам хочет. Я, например, в сети совершенно не сталкиваюсь с продукцией лейбла СОЮЗ.

-       В России недавно запретили творчество группы Кровосток. Прокомментируешь? 

Я против такого рода цензуры. Но я также считаю, что некоторые слои населения нужно ограждать от определенной информации. Мне импонируют «Кровосток». Это та самобытность, о которой я говорил выше. Плюс искрометный юмор. Но я соглашусь с тем, что у неокрепшего организма от их творчества может потечь крыша.

Интересно другое. На музыкальных телеканалах изо дня в день пляшут полуголые девицы. Есть очень откровенные сцены — детям такое явно нельзя показывать. Я бы, например, предложил бы законодателям, в таком случае, и такой контент ограничить. Иначе как-то непонятно.По-хорошему, должна быть система возрастных ограничений на контент для взрослых. Такой контент должен быть закрытым и платным. Но, видимо, пока механизмов, действующих механизмов, регулирующих эти моменты, нет, придется довольствоваться драконовскими мерами. Думаю, это временно. Я не из тех, кому повсюду мерещится железный занавес.

-       TeslaBoy, Pompeya и другие наши музыканты исполняют музыку на английском языке, это скорее минус для российской поп-сцены или плюс?

Это поп-группы, нацеленные на хипстеров (не хотел говорить это слово, но это так). Их музыка вторична сама по себе. Английским языком они лишь усиливают этот эффект.

-       А все эти программы, вроде "Голос", "TheX Factor" - как ты к ним относишься? Они что-то привносят в популярную культуру?

Отношусь негативно. Не смотрю и не оцениваю их вклад в развитие культуры. Прежде всего потому, что вклада нет. Есть денежные вклады. Судя по количеству и продолжительности этих шоу, они только растут. Но если попытаться хоть как-то проанализировать это, то получается, что эти шоу — не совсем музыкальные проекты. Это что-то типа реалити шоу. И расценивать их нужно именно так.

-       И напоследок. Есть мнение, что россиянам ничего не остается кроме как банально калькировать западную сцену, своих популярных музыкальных жанров у нас нет, музыкальных идолов можно перечислить по пальцам, у нас такой постмодерн на западный реализм, в общем, симулякр, симуляция западной сцены...

Как это не было идолов? А Высоцкий? А Боярский? Недооценивать культуру СССР — большая ошибка. Поп-культура была. Не такая, разумеется, как на Западе, но была. Сейчас подражание идет по другой причине. Ее я назвать не могу. Думаю, дело в самодостаточности музыкантов. Слушаешь Mastodon, Clutch, Deftones. Они обладают неповторимой харизмой, которая передается их музыке. Вот харизматичных исполнителей сегодня нет – это факт. И идолов, наверное, тоже нет. Это как в кино: говорят, звезды российского кино… Какие они звезды? Звезды обеспечивают популярность продукта в массах. А большинство зрителей из-за Хабенского принципиально не пойдут на фильм. Звезда ли он? Нет. Также и в музыке. Звезд нет. Есть медийно-раскрученные персонажи, которые сами по себе зал собрать не могут – выступают солянками.

Дамир Бикчурин

Фото предоставлено интервьюируемым

Tags: Metropolitan Poets