Так ли страшен ВИЧ, как его малюют?
ВИЧ и СПИД – очень удобная проблема для СМИ. Когда не о чем писать, вспомним о ней, а когда и других информационных поводов хватает, спрячем в закромах родины. Но декабрь – это месяц, когда о теме просто не забыть, ведь первый день месяца – день борьбы со СПИДом аж с 1988 года (будто раньше его не было).
В поисках сути в российской прессе
Прошерстив видеосюжеты на Первом канале, ничего на эту тему я не нашла, даже малюсенького сюжета среди выпусков новостей. Что и говорить, даже всеми любимый доктор Малышева в своем «Здоровье» забыла и о ВИЧ, и о СПИДе, зато учила правильно мыть руки и выясняла, какие орешки полезнее: грецкие или миндаль.
Зато в прессе слово ВИЧ в этот день и несколько последующих мелькали тут и там. Что и делать, придется обозревать тексты, а не видеосюжеты. Да простит меня телевизионная критика.
Театр одного Лобкова
Еще в середине ноября актер Чарли Шин признался в том, что болен ВИЧ уже около четырех лет. И вот об этом писали везде: от «АиФ» и «Ленты. ру» до местных ProKazan и SNTat. Но дата прихода Шина на программу Мэтта Лоэра Today на канале NBC – ничем не примечательна, видеосюжет вышел 16 ноября. Зато о ВИЧ-положительном статусе экс-звезды НТВ люди узнали аккурат 1 декабря: Павел Лобков пришел на телеканал «Дождь» и рассказал о том, что болен с 2003 года. Да еще и в таких красках расписывал, будто случилось только вчера: «Ну зашел к инфекционисту. У нее лежала пухлая папка, перечеркнутая красным фломастером, где написано “ВИЧ +”. это был шестой этаж, Грохольский переулок. Там было окно, очень низкое»… и так далее. Не знаю, как у вас, а у меня все в голове путается, когда узнаю шокирующие новости. Думаю, сообщение о ВИЧ-положительном статусе себя любимого – одна из них, а Лобков столько подробностей выдает. Врет? а если нет, то зачем они и нам, и ему?
Да и странно все-таки это: двенадцать лет молчал, а тут на тебе – болен ВИЧ. И прямо в день борьбы со СПИДом признание. После этого не верится мне в том, что Лобков сам такой смелый. А вам?
Министр здравохранения вангует: эпидемии ВИЧ быть
А почему смелый, сейчас поясню. Когда нам говорят о ВИЧ, особенно если это СМИ, сразу же становится страшно. Болезнь неизлечима – раз, можешь заразить самых близких – два, а если дойдет до СПИДа – тогда совсем «крышка», смерть в страшных мучениях. А запугать легко: надо лишь знать пару слов, которые разойдутся по всем СМИ и готово. Например, любимая нашими силовыми структура риторика опасности, создающая для ВИЧ образ эпидемии. Об этом не писал разве что ленивый, а первоисточник – Interfax, его и почитаем: «При нынешнем охвате лечения ВИЧ-инфицированных к 2020 году число зараженных может увеличиться на 250%, и эпидемия выйдет из-под контроля, заявила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова». Но больше всего мне нравится заголовок: «Глава Минздрава предрекла эпидемию ВИЧ в России к 2020 году». Случаем не Ванга ли наша уважаемая Вероника Игоревна? Не Высшие ли силы подсказывают, что будет в будущем с количеством ВИЧ-инфицированных?
Никакие не Высшие, а совсем земные. Ведь как выгодно раздуть проблему до масштабов пандемии, пускать на нее деньги из бюджета, говорить, какое продвинутое у нас министерство здравоохранения, но станет ли от этого ситуация лучше? Вопрос открытый.
«Живая вода» спасет от ВИЧ
А пока совет: забудьте о достижениях современной медицины, лучше целомудрия и веры в борьбе с ВИЧ не найти. По крайней мере, так пишет все тот же Interfax с отсылкой на РПЦ. "Конечно, мы очень рады, что в нашей стране не принимаются программы так называемого снижения вреда, бесплатной раздачи контрацептивов, замены наркотика метадоном, мы понимаем, что здесь нужны другие методики и другие программы. Мне кажется, что в борьбе со СПИДом могут помочь не только разъяснение вреда от этого заболевания, не только предупреждение этой инфекции, но и пропаганда здоровых нравственных ценностей", - заявил Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон на заседании правительственной комиссии по вопросам здоровья граждан.
Он же рассказал, что у РПЦ есть выход из проблемы: с участием других специалистов она разработала программы первичной профилактики ВИЧ и СПИДа: "Живая вода" - для младших школьников, "Ладья" - для подростков, "Дорога к дому" - для студентов. Больше всего мне понравилось первое название, прямо такое сказочное. Верно подобрали: будет сказкой, если советы РПЦ остановят ВИЧ-эпидемию, как называет сложившуюся ситуацию Ванга-Скворцова.
Премьер сказал – никто не сделал
Но как же еще спасаться, если даже Медведев признал: перебои с поставкой медикаментов и тест-систем для ВИЧ-инфицированных есть.
«Есть вопросы и к тому, как ведется информационная деятельность. Люди должны иметь грамотную, профессиональную информацию об опасности инфекции, о профилактике, тем более что это один из важнейших факторов ее предупреждения», - заявил Медведев в конце октября на совещании по вопросам здравоохранения.
Но так почему же на федеральном ТВ, в том числе на Первом канале, в день борьбы со СПИДом никто и не заикнулся о том, как защититься от ВИЧ? Очередной открытый вопрос. То ли эпидемия – это просто фальсификация, кому-то на руку, то ли всем просто плевать. Думаете, я разглагольствую зря и понапрасну критикую?
До ВИЧ-инфицированных дела нет
На днях «КомерсантЪ» опубликовал материал «ВИЧ-инфицированные сидят без лекарств», где журналисты говорят о сложной ситуации с поставкой препаратов для терапии ВИЧ-положительных заключенных. «Всего в российских пенитенциарных учреждениях содержатся около 61 тыс. ВИЧ-положительных, и, по данным правозащитников, во многих тюрьмах и колониях нет лекарств, так как Минздрав не смог их закупить в требуемом объеме»,- пишет издание.
Заключенным вновь приходится вступать в судебные тяжбы, начинать новое дело, которое уже касается жизни и смерти. «КомерсантЪ» приводит в пример ситуацию отбывающего наказание в исправительной колонии №1 в городе Волчанске (Тамбовская область) 37-летнего Дмитрия (в соответствии с законодательством “Ъ” не имеет права разглашать фамилию больного). Мужчина лишен антиретровирусной терапии, в которую должны входить 3-4 препарата, и состояние его здоровья ухудшается без необходимых лекарств. Дмитрий подал иск в суд, где просит компенсацию вреда в размере 1 миллиона рублей.
Почему же так выходит? Ответ «Комерсанту» дает Денис Годлевский: «Минздрав несколько раз объявлял аукционы по ряду препаратов, но устанавливал слишком низкую цену,— говорит господин Годлевский.— Никто из поставщиков на эти аукционы не выходил: торги не состоялись, и лекарства не были закуплены». «Но проблемы госучреждений не должны касаться пациентов,— возмущается Рамиль Ахметгалиев из “Агоры”.— Если Минздрав знал, что препараты не куплены, он должен был что-то сделать, время на это было».
Отделяя зерна от плевел
Что же получается? Минздрав предупреждает о наступающей эпидемии ВИЧ, премьер говорит о перебоях с поставкой лекарств, но хоть что-то делается в направлении решения проблемы?
Мне как-то становится не по себе от того, что даже в день борьбы со СПИДом я встретила лишь один стоящий материал на «Wonderzine», который позиционирует себя как интернет-сайт для девушек о стиле, красоте и развлечениях. Заголовок «Эпидемия ВИЧ в России: Как защитить себя и не бояться», конечно, тоже имеет это страшное, нагнетающее слово «эпидемия», но вторая его часть очень даже мне по нраву.
Журналист Катя Биргер подошла к вопросу серьезно: опросила члена правления и координатора НП «Е.В.А.», общероссийской сети женщин-активисток, оказывающих помощь ВИЧ-положительным женщинам. И хоть кто-то здесь сказал о том, что проблема ушла в тень: о ней не говорят по федеральным каналам и в крупных СМИ, ведь где тут развлекаловка?
А что касается государства, здесь его, к счастью, не побоялись раскритиковать. «Мы не сможем добиться значительных изменений с точки зрения распространения ВИЧ-инфекции в России до тех пор, пока не посмотрим трезво и рационально на вопрос профилактики ВИЧ среди уязвимых сообществ: людей, употребляющих наркотики, секс-работников, сообщества ЛГБТ», - говорит Татьяна Евлампиева, член правления НП «Е.В.А.».
И не помогут здесь хваленые РПЦ целомудрие и вера. «Пора признать, что продвижением ценностей только воздержания и верности принципиально вопрос остановки полового пути передачи ВИЧ решить не удастся», - объясняет все та же Евлампиева.
Наконец-то, хоть кто-то сказал о ВИЧ-положительных не в цифрах и статистических данных, которые ситуации никак не помогут. В этих числах утоп весь смысл в материале «Есть ли у человечества шанс на будущее без ВИЧ?» газеты «Казанские ведомости». Приведу цитату: «В РОССИИ на 1 ноября этого года 986657 человек заражены ВИЧ. Только за текущий год зарегистрировано более 73 тыс. новых случаев - на 12% больше, чем в 2014 году. Ежегодно в России умирает около 25 тыс. ВИЧ-инфицированных.» и так дальше весь материал. А лид здесь под стать крупным российским СМИ: «Остановить ВИЧ-инфекцию не удается ни в мире, ни в России, ни в Татарстане. Глобальная пандемия продолжает каждый день уносить человеческие жизни. А новые случаи заражения удивляют своим масштабом».
Но вернемся к адекватному материалу из «Wonderzine». Координатор правления НП «Е.В.А.» обращает внимание на человеческое отношение к людям с ВИЧ: «Это отношение может быть только спокойным и поддерживающим, поскольку, как было сказано ранее, ВИЧ-инфекция более не является смертельным заболеванием, а это значит, что и совместная работа, дружба, общение, учеба, романтические, семейные отношения с человеком, живущим с ВИЧ, перестали быть чем-то исключительным, драматическим и жертвенным».
Мне хочется воскликнуть «Аллилуйя!». Наконец-то найдена информация, после которой не хочется запереться в квартире или гулять в скафандре. Видимо, только те, кто ближе к ВИЧ, способны адекватно говорить о проблеме, не раздувая из нее слона, не создавая театральных постановок, не придумывая сказок. А государству, федеральным СМИ, РПЦ и т.п. – до этого еще, похоже, очень далеко. Увы, но если продолжать действовать в таком направлении, то получится, что Ванга-Скворцова не обманула.
Динара СИРАЗЕЕВА