1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Поэтика английской живописи эпохи романтизма: Джон Роберт Козенс, Томас Гёртин, Уильям Тёрнер

Дата: . Опубликовано в События

12 февраля в казанском Эрмитаже в рамках цикла "«Истинно британское искусство» Английская акварель XIII-XIX века" состоялась лекция - Романтическое видение: пейзажная акварель первой половины XIX века. В качестве лектора-ориентира по миру художников-акварелистов выступила искусствовед Алена Алексеевна Петровская.

bvcxz

Уютный малый зал, удобные сиденья, зеленые стены и тихая публика - мы готовы, пора начинать. На экране ранняя работа одного из значимых пейзажистов-романтиков второй половины XIII века - Джона Роберта Козенса.

dfcq

Джон Роберт Козенс. «Между Шамони и Мартиньи»

Вид на Швейцарские Альпы («Между Шамони и Мартиньи») Джон Роберт Козенс писал глядя на пейзажи других английских мастеров и, возможно, под руководством отца. Во всех своих работах он любил использовать бледные, холодные, монохромные оттенки, которые точно передавали его эмоциональное состояние. Природа для Дж. Козенса, как и для многих художников-романтиков, служила источником вдохновение, каждый холст был наполнен ею.

Во время своего путешествия по Италии, Джон Роберт Козенс пишет целую серию работ, в ряде которых классический вид -«Тиволи»-живописное местечко, располагающееся близ Рима. На данном полотне мы можем наблюдать постепенное насыщение световой гаммы оттенками изумрудно-зелёных и голубоватых тонов, свойственных мастеру. Такое меланхолическое настроение работ будет сопровождать Джона Роберта Козенса вплоть до его кончины.

okjna

Джон Роберт Козенс. «Тиволи»

Живопись Джона Роберта Козенса повлияла на следующего крупного акварелиста-романтики Томаса Гёртина. «Аббатство Кирксталл» (ок. 1790) - одна из ранних и известных работ автора, в которой прослеживаются нотки романтизма. Поверхность средневековой руины воспринимается Т. Гертиным, как поверхность, на которой можно изобразить игру световой тени.

ikmra

Томаса Гёртина. «Аббатство Кирксталл»

Во время поездки в 1794 году в  Ричмонд и Линкольн появляется серия изображений различных соборов. Например, фасад собора в Личфилде становится поверхностью, на которой мы наблюдаем, опять же, игру бликов солнечного света. Средневековые руины Томаса Гертина преобразованы благодаря включению природных мотивов, возникает органическая связь между природой и архитектурой, что характерно для лучших его работ. Также, в акварелях отраженно свойственное ему романтически-взволнованное восприятие природы.

Уильям Тернер, в отличие от своего близкого друга-Томаса Гертина, который использовал непосредственно сдержанные, меланхолические оттенки, любил и всегда пользовался цветовыми возможностями. На раннем этапе своего творчества, У. Тернер копировал работы Джона Роберта Козенса, но уже в них была заметна его индивидуальность: он ощущал конструкцию предмета (объем здания, объем кроны дерева).

plmasdcv

Уильям Тернер. «Мост Дьявола»

Тернер много путешествовал. Вдохновленный Швейцарскими Альпами Дж. Козенса, он отправляется в Швейцарию, где пишет «Мост Дьявола» (1803г.). Такие детали, как грозовые облака, величественные скалы, туманная дымка, радуга, говорят о романтическом восприятии природы автором. Уильям Тернер оставался и остается одним из самых знаменитых мастеров пейзажа в истории европейской живописи.  

 

 

Лия Фатхуллина

фото взяты из открытых источников

No images found.