1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Альфрид Шаймарданов: «Сказал маме в очередной раз: «Я возвращаюсь в Казань. Я хочу стать знаменитым художником!»»

Дата: . Опубликовано в События

5 декабря поклонников наивного искусства собрал творческий вечер художника Альфрида Шаймарданова в галерее искусств Сверхмодерна.

Приветствуя своих гостей, художник словно немного теряется, ведь он не привык к публичным выступлениям. Основные его беседы происходят с самим собой за мольбертом, с кистями и палитрой в руках. «Я задаю себе вопросы, и сам же на них отвечаю через свои картины», – говорит он.

xU aI1emu8M

Опережая вопрос о том, что же нужно понимать под наивным искусством, художник говорит, что слово «наивный» в данном случае неправильно толковать как некую недалекость, блаженность и ограниченность в восприятии мира. «У большинства складывается впечатление, что художники-наивисты – это такие младшие братья художников-профессионалов. Они толком и рисовать то не умеют, думает большинство», - сетует Альфрид.

«Хотя, – продолжает он, – наивное искусство, которое привыкли воспринимать в современном мире, возникло гораздо раньше, чем мы можем себе представить. Оно возникло на заре человечества, когда люди начали активно осваивать мир, познавать его с помощью огня и палки. Зачатки наивного искусства мы можем видеть на наскальных рисунках. Пусть они и лишены академического лоска, но в них присутствует смысловая нагрузка, рассказ, чем они занимались, расписана вся их жизнедеятельность. Это потом, к примеру, появился Анри Руссо в Европе, благодаря которому сегодня мы можем писать спокойно. К нам врачи из психиатрички не приезжают. Нас не прессуют,  даже если люди и воспринимают наше творчество по-разному», – делится художник.

Как говорит Альфрид, с появлением художественных академий началось кастовое деление художников на получивших образование и на так называемых художников-дилетантов. «Безусловно, российская академия живописи это институт, который дает высшую форму ремесленного образования – инструмент, позволяющий в дальнейшем двигаться художнику в разных направлениях. При всем при этом многие не могут найти себя, свой стиль в искусстве и состояться как профессиональные узнаваемые художники», – подчеркивает он.

Нужно сказать, у самого Альфрида Шаймарданова нет художественного образования. Однако он может похвастаться различными эпизодами своей жизни. Альфрид прошел довольно долгий путь в поисках себя, прежде чем начал писать свои картины. Занимался спортом, попробовал поступить в Москву в геологоразведку, отслужил в армии, работал формовщиком на пластмассовом заводе, где чуть не потерял руку. Это и стало неким толчком к тому, чтобы все поменять в жизни. Он уехал в Петербург, чтобы стать киноинженером. В этом городе и случилась, как оказалось, судьбоносная для него встреча с библиографом Иваном Степановичем Соловьевым, которого художник называет своим наставником и другом.

Уже вернувшись в Казань и проработав в казанской киностудии чуть больше года, Альфрид снова понял, что он не на своем месте. И вот тогда по совету своего учителя Ивана Степановича, он впервые взял в руки краски.

Удивителен факт, что Альфрид, придя в начале своего большого творческого пути в художественную школу, прямо заявил, что учиться рисовать он не собирается. «Я сразу буду писать картины, у меня есть краски и холст». Конечно, его слова не восприняли всерьез. И первую его картину ему помогала рисовать вся изостудия. У него не сразу все получалось, но он продолжал упорно писать свои картины, и оказалось, все не зря. Вся эта цепочка жизни привела его, в конечном счете, к тому, кем он является на сегодняшний день.

«У меня была цель. У меня был учитель! Смог бы я при желании самостоятельно стать художником без той базы знаний, которые мне дал Иван Степанович. Однозначно, нет! Потому что то, чему он меня учил, я бы не узнал ни у каких художников, искусствоведов. Со мной произошел просто уникальный случай», – говорит художник.

На сегодняшний день у него за плечами несколько персональных выставок, множество картин, некоторые из которых представлены в музеях страны и много неравнодушных к его творчеству людей. Так было, конечно, не всегда. Ему часто приходилось сталкиваться с непониманием и иногда даже откровенной насмешкой в его адрес. Однако, в его голове только укоренялась мысль, что он станет художником.

«Мысли материализуются действительно! Пусть не сиюминутно и не на сто процентов, но исполняются совершенно точно! Я в своем дневнике написал в 1994 году: Я стану знаменитым!!!», – его слова оказались пророческими.

Альфрид говорит: «Состояние кайфа, когда я начинаю работать над новой картиной, не покидает меня и по сей день. Я примерно вижу, какая она будет, как она выйдет в свет и пойдет гулять по миру. И такое состояние заставляет меня вновь и вновь браться за кисти!»

Это означает только одно, что человек в какой-то момент, действительно нашел себя и начал заниматься любимым делом. Остается пожелать только творческих успехов и верных поклонников его творчества.

 

 

Гулия Хусаинова

фото автора

No images found.