1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Русский дизайн - чисто "для своих"

Дата: . Опубликовано в События

 Мировая премьера второй картины онлайн-школы дизайна и иллюстрации «33 слова о дизайне» состоялась этой осенью в 15 городах России, в рамках фестиваля документального кино о музыке и новой культуре Beat Weekend.

Кинопроект является продолжением нашумевшего в прошлом году эксперимента – «100 лет дизайна», только в этот раз команда решила обойтись без поддержки крупных спонсоров. Так они хотели проявить независимость, а также понять для себя, сколько людей захотят стать причастными к подобному делу. На одной из задействованных платформ за 3 месяца проект собрал 311 тысяч рублей. В общей сумме проект был запланирован на два миллиона.

Весьма символично: сколько букв в русском алфавите, столько творческих личностей собрал фильм. Каждый из них смог объяснить собственную  позицию, имея в распоряжении всего две минуты. Суть была в том, чтобы найти если уж не определение «русского» дизайна, то хотя бы самобытность русского подхода к данному творчеству, а также вычислить особенности национального восприятия красоты.

Существующее опасение, что получится «сборная солянка», такая странная и непонятная, которая будет уже «вытекать из кастрюли», было развеяно руководителями проекта Натальей Климчук, Тимом Чёрным и Ольгой Морозовой. Команда отметила преимущество своей концепции «всего и сразу»: каждый сможет уловить нить того, что ближе.

 Не смотря на фестивальность картины «33 слова о дизайне» не было уверенность в том, что лента соберет полный зал. Реклама о предстоящем событии подчёркивала менталитет исследовательского фильма, что могло повлиять на ограниченный масштаб зрительной аудитории Татарстана.

«Дизайн — не про национальность. Он про удобство, ценности, эстетику и смыслы. Но лучше входить в глобализацию, понимая, кто ты», - поделилась мнением в одном из своих интервью Наталья Климчук.

13 октября, в день показа, у входа в кинозал уже выстроилась очередь. Может, помещение, все-таки, будет заполнено полностью, а удивлённые возгласы из толпы: «Ого, сколько любителей искусства!» - укрепляют эту уверенность.

Всё «по классике»: красный зал, представители СМИ на премьере, основа аудитории – молодёжь, попкорн и реклама товаров, которые так не хочется приобретать из-за их назойливости.

JY5WEMix62I

Фильм начинается с заставки: 33 дизайнера нарисовали по матрёшке в поддержку фильма. Все – абсолютно разные, «на свой вкус и цвет».

Первым в кадре появляется Сергей Кулинкович – представитель Студии Лебедева. Кстати, сотрудников именно этой компании в фильме несколько.

Сергей – один из тех дизайнеров, кто даёт конкретный ответ: «русский дизайн – подросток, находящийся в вечном поиске, испытывающий злость, страх и боязнь». В кадре подростки обливают лицо статуи Афродиты розовой краской и за кадром звучат слова «Страх воспитывает смелость» в то время, как на фоне играет музыка, в которой отчётливо слышны строчки «Я живу в России, и мне не страшно». Совпадение или призыв быть смелее?

Подобное начало фильма, и дальнейшее спокойное продолжение создавали некоторый диссонанс. К примеру, под видом истории в Instagram Алексея Ивановского, показана вся красота природы России. Это сопровождалось выразительным чтением стихотворения.

Методов изображения русского дизайна было много, но не все были приняты аудиторией. Так, никто не понял слов одного из дизайнеров, который трясся в маске Медузы Горгоны, из которой валил дым. Зато ответы были, действительно, разнообразны: от «я не знаю» и «его нет», которые положительно воспринимала аудитория, до простых и конкретных определений.

Кстати, именно за свою конкретику аплодисменты заполучил дизайнер Антон Шнайдер, прогуливающийся по супермаркету: обозначая, что главное – функционал и ничего лишнего. В одном из кадров он, указывая на очередной причудливый инструмент, выдал: «Оно притворяется трансформером, сложным агрегатом. У него комплексы».

Интерес пробудила «Linii group» своей конкретикой и историческими фактами. Так, была рассказана тайна кобальтовой сетки на сервисе императорского фарфорового завода: такой дизайн был придуман после войны Анной Яцкевич, как напоминание о блокадных окнах Ленинграда, заклеенных крест-накрест бумажной лентой. Люди, которые не увлекаются историей дизайна, не обращают внимания на вид вещей, которые нас окружают, могут удивиться рассказанному.

8hSUL3gkxT4

Кстати, трудно было тем зрителям, которые не знакомы с российским сообществом дизайнеров, т.к. в фильме не озвучивали их имена. Они были подписаны мелким шрифтом в правом верхнем углу, когда больший акцент был сделан на числовую последовательность в левой части. Сама заставка между переходами заставляла скучать аудиторию, а под конец и вовсе раздражать.

Совсем негодовать зритель начал, когда в дело вступил сам Артемий Лебедев, заостривший внимание на советской мультипликации.

Первым «под обстрел» попал «Ну, погоди!», названный «абсолютно жалким и бесконечно унылым вторичным клоном всех среднесортных американских анимационных персонажей». Потом досталось и «Простоквашино», где особенно обидно за Шарика: «Почтальон Печкин, Матроскин, собака и так далее».

Дизайнер говорит о том, что русская анимация – неотъемлемая часть русского дизайна, который на фоне западного «такой же унылый и одномерный, даже когда его рисуют в 3D», что продемонстрировал на мультфильме «Белка и Стрелка».

По ходу фильма возникает мысль, что ни к чему было собирать такой пазл в киноальманах, так как запомнились и заинтересовали лишь единицы. Достаточно было просто выложить несколько роликов в Интернет, помочь в их распространении и начать дискуссию.

Зрители отреагировали на фильм неоднозначно, в том числе и те, кто связан с дизайном.

AlwzbQgX8Ec

«Не понравилось, потому что все выпендривались. Самые крутые люди – самые простые: там был Эркен – просто легендарный чувак, всё понятно объясняет своими словами, да тот же Шнайдер, который одежду делает с женой на мировом уровне. Зачем этот «русский» дизайн обсуждать? Нет его», - говорит Булат Давлетов – дизайнер с 8-летним стажем.

«Что касается дизайна, то сейчас он должен быть не чисто визуальной частью, а для удобства», - добавляет его подруга Анастасия.

Тем не менее, на мой взгляд, киноальманах затронул глубочайшую проблему нашей страны на примере работы дизайнеров с заказчиками: люди, которые не разбираются в чём-то, лезут в это дело под влиянием моды или иных причин, ни во что не ставя действующих специалистов. От таких обычно бегут. Далеко. Навсегда.

Вот такой фильм о поиске русских подходов. Печаль, да и только.

 

 

 

Мария Кокорева

фото автора

No images found.