1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Лекция и искусство: behind the scenes

Дата: . Опубликовано в События

О людях, которые сложное-абстрактное делают максимально простым. Интервью с лекторами, сотрудниками Галереи современного искусства ГМИИ РТ  Наталией Панкиной и Луизой Низамовой.

Цикл лекций об искусстве в КХУ,  учрежденный галереей, читается вот уже третью неделю. Как оказалось, студентам казанских вузов, да и вообще казанцам действительно интересно послушать про экспрессионизм или же абстракционизм забитые аудитории в свидетельство. Стараются люди и  о раннее незнакомых художниках узнать, сформулировать для себя философию искусства. За всеми перечисленными  громоздкими составляющими, кажется, совсем и не увидишь главные механизмы процесса, называемого лекцией самих повествователей. Нам удалось поговорить с чтецами Луизой Низамовой и Наталией Панкиной, и узнать всё в подробностях что, как и когда будет ещё.

Что послужило возрождению активной деятельности музея, кто стоял за этим?

Наталия Панкина: В какой-то момент стало ясно, что необходим не просто ремонт крыши, а полноценная реконструкция здания. Вместе с реконструкцией было решено сделать и перезапуск галереи в новом формате. Год реконструкции дает нам возможность «собрать» обновленный выставочный план. Это решение руководства музея.

Цикл лекций в Казанском художественном училище мы придумали вместе с директором училища Ольгой Александровной Гильмутдиновой. Лекции — первый этап совместного проекта под рабочим названием «Окна / двери», который мы планируем завершить выставкой осенью 2018 года.

За этими легкими и простыми трактовками на лекциях наверняка стоят годы учебы на факультетах, тесно связанных с искусством. Специализировалось ли ваше обучение в каком-либо вузе на искусствоведении?

Наталия Панкина: Да, я историк искусства по образованию, закончила РГГУ. Это, безусловно, только база, некий «скелет», на который очень удобно нанизывать полученные впоследствии знания.

Луиза Низамова: Начало интенсивного изучения искусства у меня связано с открытием Центра современной культуры «Смена» в 2013 году. Через некоторое время я стала участвовать в организации мероприятий «Смены», и поняла, что моих знаний недостаточно, мне хотелось повысить качество материала, который можно дать зрителю. Поэтому я поехала учиться в московскую школу современного искусства «Свободные мастерские», где изучала теорию и философию искусства XX века, кураторские практики. Школ, которые фокусируются на современном искусстве, в России немного. Среди них есть ориентированные на практику (школа Родченко, например) и есть ориентированные на теорию (как «Свободные мастерские»), но все они так или иначе стремятся восполнить пробел, который связан с отсутствием обязательных предметов по культуре и искусству XX-XXI веков в российской образовательной системе. Помимо этой учебы, мне многое дал опыт работы в музее «Гараж» и посещение лекционных циклов Государственного центра современного искусства в Москве.

Конечно, любая деятельность предполагает непрерывный образовательный процесс, поэтому я постоянно читаю специализированную литературу, хожу и езжу на выставки. Сейчас получаю второе высшее образование по истории искусства (первое образование у меня инженерное).

Что лично вы думаете о проводимых чтениях как лектор? Что испытываете, когда от лекции к лекции людей в аудитории становится больше?

Наталия Панкина: По нашим подсчетам количество людей примерно одинаковое от лекции к лекции (в лекционном зале КХУ больше и не поместится). Наиболее важным я считаю то, что люди приходят не на одну лекцию, а возвращаются к нам — это очень приятно.

Луиза Низамова: Наверное, это здорово, учитывая, что курс не входит в обязательную программу художественного училища.

На чтениях от 10 октября вы упомянули о предстоящих циклах лекций, учреждённых московскими лекторами. Расскажите, что это будет, каких мероприятий следует ожидать?

Луиза Низамова: Курс, над которым мы работаем совместно с Московским музеем современного искусства (ММСИ), включает всю историю российского и зарубежного искусства за последние два века. Его будут читать семь лекторов из ММСИ, он более подробный, чем цикл в КХУ, и будет проходить в течение восьми месяцев. Подробности мы объявим очень скоро.

Назовите вашего любимого художника/любимое течение/любимую картину.


Наталия Панкина: Популистский вопрос. Я считаю, что менять «любимое» с течением времени абсолютно нормально. Все, что было в какой-то период любимым, остается в памяти очень прочно с определенным «хештегом», и очень быстро находится при необходимости. Поэтому, раз уж это вопрос эмоционального характера, я, наверное, скажу, что за последнее время наиболее сильное впечатление на меня произвели гентский алтарь Яна ван Эйка, автопортрет Люсьена Фрейда, приезжавший на выставку послевоенного искусства в ГМИИ им. А.С. Пушкина, и скульптура «Материя времени» Ричарда Серры в Гуггенхайме Бильбао.

Луиза Низамова: Важен каждый период в искусстве. Но если говорить в категориях знаковости, то для меня это художники — минималист 70-90х годов Дэн Флавин, который известен скульптурами из флюоресцентных трубок, и Джон Кейдж, композитор и теоретик, который обращался к тишине как к важному элементу звука, применял метод случайных действий к музыке и был одним из вдохновителей эмбиента. Об этих художниках я обязательно расскажу во время ближайшей лекции (17 октября).

Эмиль Нургалеев

No images found.