Между жестом руки и внутренней драмой
Ищете что-то новое и необычное, выходящее за рамки обыденного понимания? Корреспонденты «Стужурки» нашли это при просмотре пластического спектакля «Símul 1.0».
В лаборатории «Угол» не принято строить из себя эксперта, каждый перфоманс тут разрешается понимать по-своему или не понимать вообще. Главное, в пластическом театре средством выражения является не слово, а движение. Но может ли человек понять язык тела, уловить параллель между резким жестом руки и внутренней драмой?
Пластический танец - это древний вид искусства, который каждый народ интерпретировал по-разному. Например, европейские уличные театры, гуляния, пантомимы носили свободный, развлекательный характер. Отсюда и внимание аудитории к внешней стороне исполнения - пластике движений. На Востоке же пластическое искусство имело философский характер. Это было единство психического, физического и духовного начал в человеке, отношение к этому было серьезнее.
Тело является как главным героем действия, так и блокирующим элементом. Для начинающих актеров (2-ой русский драматический курс театрального училища – прим. авт.) управление своим телом может стать настоящим испытанием в принятии себя, несмотря на то, что для них это не дебют.
Стою около входа в ожидании, и вдруг - музыка. Я подумал, что так нас приглашают войти внутрь. Оказывается, на сцене действие уже началось. Сложилось такое впечатление, будто актёры ещё репетировали, и каким-то образом я вторгся в их творческий процесс. В голове вопросы возникают один за другим, на сцене происходит что-то неописуемое, словно бисер рассыпали на доске. Что творится?
Играет классическая музыка, которая органично переплетается с действиями актёров. Постепенно начинает казаться, что ты становишься частью всего этого, будто тебя магическим образом поглотила то ли атмосфера, то ли происходящий хаос на сцене, и теперь ты - соучастник спектакля. Неожиданно звучит голос, на самом краю сцены актриса сидит на стуле и повторяет одно и то же предложение. Надеюсь хоть на какой-то просвет, но её слова только больше запутали. Все попытки понять, о чем актеры хотят тебе рассказать, идут крахом. Прибавить к этому отсутствие стандартных диалогов и действий, и картина полностью размывается в голове. На сцене почти нет декораций, однако так даже лучше: ничего не мешает и не отвлекает от действия.
Теперь на сцене стоят два стула, на одном из которых сидит актриса спиной к зрителю и ведёт монолог. Возникает представление, будто происходит некое таинство, когда человек рассказывает пастырю о своих самых сокровенных мыслях.
Неожиданно свет меняет свой оттенок, и мне кажется, будто я попал на квартал красных фонарей: кто-то флиртует, кто-то дерётся, звучит хлопок от хлесткой пощёчины. Освещение вновь резко меняется. Актеры уходят со сцены и возвращаются уже со стульями, садятся на них и начинают делать одинаковые движения, но в индивидуальном ритме. Действие идет уже слишком долго и чересчур быстро одновременно - это что-то неописуемое, от чего идут мурашки по телу.
К концу начинаю осознавать, что все истории связаны между собой, и вместе это уже не запутанный клубок, а четкая картина. Все эти действия - как маленькие истории, которые сначала кажутся несвязанными между собой. Потом начинаю улавливать и смысл названия «Símul». Спектакль поставлен по пьесе Ж. Кокто «Человеческий голос», что очень важно для понимания. По сюжету молодая женщина разговаривает со своим бывшим возлюбленным, который бросил ее и женился на другой. В ходе беседы узнается, что она пытается покончить с собой. Телефонная служба Парижа работала в то время очень плохо, в результате чего они были прерваны несколько раз во время их мучительного разговора.
Таким образом, все переживания, эмоции и чувства героини были выражены в виде движений и жестов актёров. Спектакль был выстроен на двух системах: пластической и мировоззренческой. В первом случае зритель разгадывает ребус, смотрит на систему знаков и кодов, поэтому и восприятие от спектакля у каждого свое. А мировоззренческая система построена на теме существования "вне и рядом". Теперь в полной мере можно осознать главную мысль названия «Simul» (с лат. – вместе), где человек буквально вбирает в себя взаимодействие с различными мирами: человек-человек, человек-общество, человек-вселенная.
Света Ануфриева, Дудкина Ксения
Фото: Ксения Дудкина.