Рандеву с искусством
Мне настойчиво советовали сходить на спектакль «Карина и Дрон», который прошел в лаборатории «Угол» в пятницу. Именно им и завершилась моя личная афиша на апрель.
Павел Пряжко - автор пьесы, обладает особой, специфичной манерой подачи. Знаменит тем, что экспериментирует в «новой драме», намеренно использует примитивные методы построения речи, играет с ритмом, изменяет функцию ремарок. Поэтому понимаю, что стоит ждать чего-то необычного.
До начала еще десять минут, а зрители уже собрались. Доносятся обрывки фраз о предстоящей постановке. Спектакль начинается с того, что в помещении резко становится темно, а потом слышится шум колес, будто в метро. Первоначально этот звук немного сбивает с толку и раздражает, однако потом привыкаешь, и он уже кажется чем-то естественным. Начинается разговор подростков, который словно вырван из контекста, гаснет свет. Так повторяется каждый раз на протяжении всего спектакля. Пытаюсь вслушаться в диалог, ведь вместо лиц виден только расплывчатый силуэт актеров. Однако из-за фонового шума иногда не слышно и речи артистов, ведь они говорят в обычной тональности, поэтому никак не получается вникнуть в происходящее. А если прибавить к этому минимальное количество жестов, ведь все актеры стоят на одних и тех же местах на протяжении спектакля, то все становится еще более запутанным.
Выхожу после представления с двойственным чувством, пробую разобраться. Герои пьесы – школьники, у которых совершенно особое отношение к информационному пространству, в котором они живут: поколение нулевых не знает, что такое интернет через телефонную линию, отсутствие гаджетов и поисковых сайтов. Постановка "прочитывается" как попытка понять это поколение и разобраться, кто они такие.
Весь спектакль будто говорит о страхе сближения подростков - во время представления актеры никак не соприкасались друг с другом, даже не делали попытки. В таком мире слова теряют свое первоначальное значение, по ходу спектакля они произносятся, но не доходят до адресата. Все, что остается людям – обрывки фраз, которые не будут услышаны в шуме города. В своей пьесе автор хотел показать, что язык начинает дробиться и распадаться, он теряет свою окраску, меркнет и скоро совсем исчезнет.
Человек представлен слишком слабым существом, чтобы бороться с информационным городом. Поэтому людям приходится подстраиваться под новые реалии мира, а отсюда и складывается ощущение катастрофы и апокалипсиса у зрителей, ведь язык перестает быть средством коммуникации, и как следствие - теряется взаимопонимание между людьми.
Ануфриева Светлана
Фото автора