Увидеть музыку, услышать свет
28 января в Центре современной культуры «Смена» состоялся перформанс «Синестетическая симфония».
Объектом притяжения этого вечера оказалась светомузыкальная машина «Кристалл». Установка была собрана инженерами конструкторского бюро «Прометей» в 1966 году, и к моменту ее реконструкции (2015) практически потеряла пригодность. Один из инженеров «Прометея», Рустем Сайфуллин, рассказал историю его создания: «В 1963 году я пришел в «Прометей». Застать процесс создания «Кристалла» мне не удалось, но, вероятно, в основу легла конструкция Константина Леонтьева. Рабочих чертежей не было, а были лишь карандашные наброски и эскизы. Студенты шестидесятых годов отличались энтузиазмом, и все лето работали без зарплаты: клеили и вырезали. Впервые на широкую публику Кристалл вынесли в декабре 1965 года. В 1966 году в Москве он появился на ВДНХ».
Вслед за Сайфуллиным перед публикой появился аудиовизуальный художник Питер Кирн, который вместе с::vtol:: (псевдоним медиахудожника Дмитрия Морозова) и Юлией Глуховой исполнил в этот вечер «Синестетическую симфонию». В мастерской «Синестетические машины» Питер вместе с коллегами смог реконструировать «Кристалл», о чем и поведал в своей небольшой лекции. Художник разговаривал на чистом английском, поэтому контакт с публикой ему помогал налаживать переводчик: «Когда я приезжал сюда, часть ребят спрашивала: «Зачем ты сюда приехал?» В Америке меня спрашивали: «Зачем ты туда едешь?» А частым вопросом в мастерской был: «Что вы тут делаете?» По сути, музыку создают сообщества людей. Мне кажется, именно в Казани в свое время было очень сильное сообщество, которое задавалось вопросом: «Как создать новую музыку?» Мы часто обсуждаем схожие вопросы внутри медиасообщества, в котором собираются люди со всех уголков мира».
Затем Питер переключился на вторую часть лекции, посвященной русскому композитору А.Н. Скрябину: «Одна из причин, почему наш проект называется «Прометей» - одноименное симфоническое произведение Скрябина. Когда вы закрываете глаза, прослушивая музыку, появляются образы. Мы точно знаем, что видел Скрябин в этой партитуре - сначала синий цвет, потом его внимание сместилось на красный и зеленый. Так он представил концепцию синтезатора, клавиши которого вызывают конкретный цвет.
Реконструируя машину, мы пытались понять логику и мысль, которая стоит за ней. Первой задачей нашей работы был процесс построения «Кристалла». Шаг второй - как заставить его звучать. К «Кристаллу» подключено много проводников, контроллеров и светочувствительных ячеек. Третий шаг - как делать музыку при помощи тех инструментов, которые мы соорудили».
Выключился свет, начался перформанс. За компьютер в солнечных очках села Юлия Глухова, чтобы включить электронную музыку. Реагируя на ее такт и ритм, начала моргать соединенная проводами с компьютером лампочка Эдисона. Через пару минут к лампочке присоединился большой белый октаэдр, все это время без дела стоявший возле аппаратуры. Сначала медленно, затем наращивая темп, в зависимости от звучания музыки - грани «Кристалла» стали окрашиваться в различные цвета. Зрители завороженно следили за необычным взаимодействием музыки и света, записывая все на видеокамеры.
Диляра Маликова
фото автора