Историческая память в постсоветской России
"Если вы считаете, что вы не зависимы от исторической политики, то это не так, ибо она непосредственно проникает в ваши карманы"
1 ноября в центре современной культуры «Смена» в рамках проекта «Последние тридцать» состоялась лекция, посвященная исторической памяти постсоветской России.
Почему «последние тридцать»? Дело в том, что большинство создателей проекта родилось после 1985 года, и другой России, кроме постсоветской, для них нет. Какой путь был пройден за эти тридцать лет и из чего мы будем делать Россию в будущем? На этот вопрос предстояло ответить историку и исследователю, Сергею Простакову.
Тема исторической памяти начала рассматриваться еще с конца 19 века. Но подлинный прорыв связан с работой Мориса Хальбвакса «Социальные рамки памяти», где французский социолог впервые рассматривает память в понимании не индивидуальном, а классовом, национальном и семейном. По мнению ученого, человек обладает не только воспоминаниями личными, но и той группы, к которой он себя относит. Так, по данным соцопроса «Какие даты истории России вы считаете важнейшими?» Простаков сделал вывод, что российское общество охвачено проблемой коллективного беспамятства.
По мнению Сергея Простакова, навязывание и коллективизация исторической памяти происходит не только посредством распространения СМИ, а также через выпуск бумажных банкнот, на поверхности которых обыкновенно изображен великий деятель политики или культуры. И чтобы показать это, он привел примеры дизайна немецких марок, молдавских лей, а также украинских гривен, функцией которых является выработка идентичности относительно истории своего народа.
«Нельзя просто отказаться от мысли, что ты носишь в своем кошельке какое-то количество важных исторических символов… И если вы считаете, что вы не зависимы от исторической политики, то это не так, ибо она непосредственно проникает в ваши карманы», - так интерпретировал вышесказанное бывший журналист «Русской планеты».
Историк считает, что по мере того как российские банкноты переставали выпускаться с изображениями важных исторических деятелей, (прежде всего это связано с напряжением межу центром и регионами в 90-ые годы), прекращалась и их основная функция как исторической, и российское общество давно перестало обладать общим представлением о важных событиях.
На вопрос «Кого вы хотели бы видеть на российских банкнотах?» зал выдвигал самые различные варианты. На первое предложение "Гагарина и Пушкина" - взрыва возмущений со стороны аудитории не наблюдалось. Но на таких деятелей как Ленин и Александр III зал отреагировал со словами: «Александром или Лениным расплачиваться не хочу».
«Объективный разговор возможен - если все фигуры, находящиеся здесь, изначально будут настроены на примирение», - резюмировал Сергей Простаков.
Автор: Айгуль Мутыгуллина
Фото автора