1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Место под солнцем для трэвел-журналистики

Дата: . Опубликовано в Путешествия

doc12511479 437558122 2В наше время быть в курсе событий – модно. Знать, что находится на другом континенте – интересно. Именно поэтому люди стараются выезжать за рубеж.

Те же, кто не могут себе позволить постоянно путешествовать, хотят иметь актуальное представление о современном мире. Не стереотипное, а из первых уст. Трэвел-журналистика как раз и удовлетворяет этот спрос, при этом выполняя не только коммуникативную и информативную функции она также закладывает определенный культурный базис и этические стандарты. Но есть ли  ей место на арене профессиональной журналистики?


Трэвел-журналистика - понятие неоднозначное. Есть приверженцы такой точки зрения, что ее и вовсе не существует. По нашему мнению, travel journalism (здесь и далее - трэвел-журналистика) была и будет развиваться. Особенно сейчас, когда у людей больше возможностей путешествовать по миру и рассказывать о том, что происходит, например, на другом континенте. Но для чего нам нужно знать, что, например, на днях «В Мексиканском заливе неподалеку от побережья штата Луизиана произошел новый разлив нефти»? Или зачем нам читать о том, что происходит в других странах,  изучать другие культуры?

Трэвел-потребность

Образованный человек накапливает знания, развивает их, передает своим потомкам, принося пользу обществу, обогащая его и себя. Информация о других странах, их культуре и образе жизни – это наш кругозор. Одним словом, журналистика о другой культуре дает пищу уму не просто ради поглощения, а для принятия решений, которые влекут за собой определенные действия. Человек, к примеру, хочет решить глобальную проблему на земле. Но как он сможет это сделать, если знает лишь о том, чем живет его народ? Как узнать, чем дышат Индия, Испания, Австралия? Объездить все страны – долго, а главное затратно. Но можно открыть знаменитые журналы и узнать, что происходит во всем мире. Прямо сейчас.

Не секрет, что выбор освещения определенной тематики в печатных изданиях, на телевидении и радио зависит, прежде всего, от потребностей  аудитории, интерес которой заметно возрос в сфере туризма. Именно поэтому многие СМИ разработали свои специальные трэвел-рубрики, трэвел-шоу и трэвел-программы. Их количество с каждым годом только увеличивается. Программ, которые, например, вышли на экраны телевизора на русском языке и которые уже можно купить на DVD, насчитывается более 875 штук.

Трэвел-журналистика развивает представления о мире, представляет различные культуры, влияет на национальную самоидентификацию людей, преобразует информацию из одного культурного контекста в другой, формирует у аудитории определенный образ различных культур. Популяризации travel journalism способствуют процессы конвергенции СМИ.

Профессор кафедры социологии массовых коммуникаций МГУ Ирина Фомичева писала: «СМИ призваны давать людям возможность знать, что происходит в окружающей природной и социальной среде, строить свою жизнь с учетом происходящего» [Фомичева И. Д. "Социология СМИ"]. Трэвел-журналистика – это как раз возможность узнать, что же происходит во всем мире. Как развивается другая культура, как она меняется, как меняются люди.

doc12511479 437558123 2

Профессиональный журналист? Блогер? Копирайтер?

Сейчас, к сожалению, легко спутать travel journalism с информацией от турагентств. Так происходит, потому что в трэвел-программах чаще всего описывают и показывают только самое интересное, яркое или необычное. Именно поэтому цель у программы - развлечь, а не обучить аудиторию. При этом жанры смешиваются: путевые очерки – с историческими географическими передачами, документальные научные фильмы – с развлекательными ток-шоу. Передача может быть как авторской зарисовкой-монологом, так и трэвел-викториной. Все зависит от драматургии повествования, характера передаваемой информации, от формата и даже от поведения ведущего. Поэтому трэвел-программы носят разные характеры: документальный, развлекательный или потребительский. Конечно, у трэвел-журналиста бывают разные цели. Возможно, он хочет показать, как в других странах решается та или иная проблема. Например, журналист пишет об устройстве окружающей среды в Чехии. Или он хочет отметить, как в зарубежных городах сохраняются памятники культурного наследия. Также журналист может исследовать, как население проводит свободное от работы время, как ведет домашнее хозяйство или даже как питается. Но при всех целях важно учитывать технологические изменения, которые затронули основы журналистики за последние годы. Интернет, который «захватил» общественность, появление гражданской журналистики – все это привнесло новые форматы в СМИ и особенно в телевидении.

Массовый пользователь теперь не только быстро реагирует на посты о путешествиях на сайтах изданий, к примеру, комментирует, но он так же просит больше новой визуальной информации (фотографии, видео). С созданием приложения "Перископ", с помощью которого можно проводить трансляцию видео в режиме настоящего времени с любого места на Земле, аудитории хочется получать уникальный контент, так как все остальное он может увидеть в своем мобильном телефоне лежа на диване. Вы можете заметить, что сейчас трэвел-журналистом якобы может стать совершенно любой человек, который путешествует и пишет об этом. Но так ли это на самом деле?

Сообщество трэвел-журналистов действительно разнородно. Однако профессионалы входят в сообщества: в Российское географическое общество, Североамериканскую Ассоциацию Трэвел-Журналистов или в Британскую Гильдию Трэвел-Райтеров и в другие.

Профессионал в полной мере владеет жанровой палитрой и следует журналистским принципам подачи информации в публикации (путевой очерк, репортаж и т. д.) или трэвел-программе (сюжет, дневник, трэвел-шоу и т. д.). Ведущими трэвел-программ чаще всего становятся медийные и всем известные персоны. Важную роль для привлечения внимания аудитории играют их творческие и даже актерские способности.

Многие считают, что трэвел-журналистика – это обычный туризм, так как она рекламирует туристические направления. И мы осознаем, что чаще всего трэвел-журналист выезжает за рубеж для написания материалов не за счет бюджета редакции, а за счет спонсоров, которыми являются туроператоры. Но это не означает, что вся travel journalism прославляет туристические услуги. Существует много примеров качественной трэвел-журналистики: журналы National Geographic, «Вокруг света», передачи на телеканалах «Моя планета» и Discovery.

doc12511479 437558120 2


Зачем все-таки нужна трэвел-журналистика?

Профессор Бостонского колледжа Элфрид Фюрзих (Fürsich E. "How can global journalists represent the 'Other'?") заметила, что рассказ об иностранных культурах, оказывает решающее воздействие в эру глобализации. Так как travel journalism влияет на формирование у аудитории определенной картины мира и представлений о культурах - происходит стереотипизация знаний. Как писала аспирантка факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета Инна Показаньева: «Телетуризм – это зрелище, которое, возможно, еще более, чем обычный туризм, изменяет наше мировосприятие».

Люди всегда нуждаются в коммуникации с другими странами, народами для сотрудничества и ведения внешней политики. Поэтому потребность аудитории в трэвел-журналистике очевидна, она обусловлена двумя факторами: развитием туристического бизнеса и необходимостью в получении нужной информации о той или иной стране. 

Travel journalism все-таки является в первую очередь журналистикой, так как информирует своего читателя, зрителя или слушателя о фактах, событиях и мнениях,  касающихся путешествий, а также формирует общественное мнение – определяет представления о незнакомых местах.

Александра Калашникова
Фотограф: Денис Матвеев