1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

«Кризис нас пока не волнует»

Дата: . Опубликовано в Люди

Первую квест-комнату он открыл в июне прошлого года. Ограниченный бюджет и полная неопределенность не пугали всю команду разработчиков.

KRAAAjpgИнтерес зачастую способен на невероятное. Артем Крамин – учредитель и гендиректор казанских «Циферблатов» – меньше года назад открыл квест-проект «Выйти из комнаты». О том, как это было, и что ожидается в будущем, Артем рассказал нашей редакции.

- Ранее Вы уже говорили, что идея Комнаты зародилась у Вас в Лондоне. Расскажите подробнее о трудностях ее реализации в Казани.
- В прошлом году мы открывали Циферблат в британской столице. Было много времени для размышлений. Изначально решили привезти в Казань что-то новое, и нам случайно попалась идея квест-проекта. Правда, в Лондоне она имеет немного другие реализации. Там это огромное 4-этажное здание, где тебя запирают на три дня, или комнаты с различными актерами, где что-то разбивается, взрывается. В Казань мы привезли более упрощенный вариант: закрытая комната и час времени на поиски выхода.
- Не планируете развиваться в том направлении, которое представлено в Лондоне?
- Конечно, планируем. Нам нужно накопить базу заинтересованных людей. Сама по себе идея очень сложна в реализации. Трудно объяснить, что такое квест-поект. Объект комплексный и его сложно понять, если ты сам или кто-то из твоих друзей не участвовал. Этой весной мы пробовали запускать квест по городу «Белый Кролик», но погода нас подвела. Когда потеплеет, будем его развивать.
- Буквально сразу после запуска квест-проекта его внедрение на рынок франшиз стало очевидным. Расскажите, пожалуйста, о первых покупателях и об их первых квестах.
- Франшизный подход развития очень удобен для этой модели бизнеса. В начале это были друзья и знакомые. Самую первую франшизу мы продали нашему хорошему товарищу, с которым работали прежде. В течение этого времени мы сами отрыли две новые комнаты. Число гостей увеличилось в несколько раз, появились те, кто заинтересовался. Так гости становились нашими франчайзи. А первый квест, который открыл наш товарищ, пока все еще строится.
- Сколько Комнат уже открылось в Казани и сколько строится?
- Открылось 8 проектов, 12 строятся. Понимание Комнаты сейчас кардинально изменилось за полгода. Когда ты начинаешь строить что-то подобное, естественно, ты делаешь то, что проще и дешевле всего. Но очень быстро простые и эффектные идеи заканчиваются. Нельзя внедрять один и тот же сценарий в нескольких локациях. Поэтому чтобы снова произвести эффект, который был в предыдущем квесте, необходимо сделать что-то лучше.
- Вместе с Комнатой Вы ездили в бизнес-тур по Европе. Быть может, появились новые покупатели франшизы заграницей?
- Мы проехали полтора десятка стран и примерно столько же городов. Разговаривали с местными ребятами, которые некоторое время назад уехали из России и свободно общаются на русском языке. На первых этапах сотрудничества очень важно абсолютное взаимопонимание, а английский в Европе не очень-то и развит. Там все идет медленно, бюрократия развита больше нашего, все решения принимаются очень долго. Пока у нас есть четыре «горячих» контакта, которые в будущем, я надеюсь, дойдут до подписания договоров.
- Квесты, которые будут реализовывать там, схожи с теми, что мы можем увидеть в Казани?
- Да, это будут проекты формата «Выйти из Комнаты», потому что он хорошо работает. Мы научились правильно их делать, писать правильные сценарии и грех будет не использовать это там. Люди ведь одинаковые, а мы затрагиваем достаточно простые человеческие чувства: любопытство, желание разобраться. Это очень похоже на кино. Если кино работает в Европе, квесты тоже будут работать.
- Расскажите о планах на городской квест «Белый кролик».
- Его отличие от локальных квестов в том, что он будет проходить в городе, на открытой местности. «Белый Кролик» сделан достаточно компактно и его можно пройти пешком. Он не похож на другие городские проекты. «Белый Кролик» – полноценная история, которую нужно пройти, пережить и разобраться. Делать логичную историю, приводящую к определенным выводам, сложнее, нежели набор головоломок в одной комнате. На мой взгляд, идеальный квест не тот, где ты решаешь ряд математических головоломок, а тот, где ты путем логического повествования понимаешь, как можно повлиять на окружающую обстановку, чтобы получить нужный результат.
- Планируется ли запуск подобных квестов в других городах?
- Наша франшиза очень активно двигается. В последние три месяца мы подписали 18 договоров. До конца года планируем открыть сто локаций по миру. А дальше я боюсь загадывать. Сейчас мы стараемся максимально расти, чтобы захватить весь рынок.
- Экономисты прогнозируют кризис до 2020 года. Это как-то отразится на Комнате?
-Мы пока настолько малы, что даже и не чувствуем этого. Рынок у нас огромный и расти можно еще очень долго. Поэтому я думаю, что в ближайшее время кризис не окажет существенного влияния на проект.
- На Ваш взгляд, как долго «Комната» продержится «на плаву»?
- Это зависит от нас. Подобный вид времяпрепровождения появился и никуда не денется, мы будем видеть лишь новые способы его интерпретации. Наша задача – быть достаточно гибкими.

«Если вы добились успеха в одном виде бизнеса, вы добьетесь успеха и в любом другом», – сказал Ричард Брансон. Уверенность в своих силах еще никого не подводила. Артем Крамин – яркий тому пример.

Регина ГИМАЛОВА,
слушательница Школы молодого журналиста

Фото с личной страницы Артема Крамина «ВКонтакте»