1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Абсолютность эстетического в искусстве

Дата: . Опубликовано в Люди

bMaxGX5UjaAПочему значительная часть общества никогда не признавала альтернативное искусство, которое требует особого внимания и подробного рассмотрения?

Стереотипом в обществе стало мнение обывателей: если картина изображает что-то непонятное и далекое от привычного человеку мира, то она не несет в себе смысла и художник просто не может рисовать и совсем он не художник. Тут я могу спорить бесконечно. Большинство художников-абстракционистов имеют блестящее академическое образование, а их стиль – это результат многолетнего оттачивания своего таланта, доведенного до идеальных форм или идеальных цветовых решений. Например, Пабло Пикассо. Только ленивый не говорит, что Пикассо – это просто модное имя и "что это за художник, который рисует неведомых уродов или вовсе каляки-маляки". Но если посмотреть раннее творчество Пикассо (1889-1901), то видно насколько реалистичны его портреты, как раз настолько, сколько нужно простому зрителю, чтобы признать художника "художником". Но обязательно ли нужно образование, чтобы рисовать? Только ли картины, построенные по всем канонам композиции и живописи, могут заслуживать внимания?
XbCr R0TWWQШакирова Лилия не училась в художественной школе. Никто не давал ей уроки рисования. Но у нее есть определенная идея, которую она с удовольствием отражает в своих работах.
«Я рисую, когда ощущаю вдохновение. В этот момент я не чувствую ни грусть, ни радость, только вдохновение. Оно может прийти в любое время. Я люблю рисовать разные вещи. Люблю рисовать людей, особенно своих преподавателей, потому что они - интересные люди с индивидуальными характерами», - так Лиля объясняет свое творчество.
Неужели, человек, умеющий передать через свои картины чувства, эмоции и даже психологию людей, не дотягивает до названия «художник», лишь потому что у него нет профессионального образования? Да, я тоже считаю это глупейшим заблуждением.
Художник-абстракционист по-особому воспринимает мир, он не копирует его, а вступает с ним в диалог. Абстракционизм стремится показать духовную реальность, которая лежит за пределами чувственного восприятия мира, это побуждает художника к напряженным философско-эстетическим поискам. Картины Лили очень эмоциональны и динамичны. Они несут определенное, ярко выраженное, локальное настроение через работу с цветом и линиями. Этим рисунки напоминают полотна художников экспрессионистов. Сама композиция, кажется, вынесена прямо на холст; и из-за освобожденности формы она восприниматься непосредственно. Хочу отметить, что в каждом полотне чувствуется глухое напряжение, в них присутствует конфликт. Это проявляется в сочетании цветов – гамма всегда контрастная, у красного мазка лежит зеленый, а у синего – желтый. Помимо этого, сами оттенки цветов выбраны давящие, ядовитые и тяжелые. Еще в работах художницы присутствуют локальные цветовые пятна с четкими границами. Этим ее творчество сильно напоминает французский фовизм, в частности Анри Матисса. Фовистов отличали тяготение к лаконичной выразительности форм и интенсивным колористическим решениям, поиск импульсов в примитивном творчестве, искусстве средних веков и Востока. Все эти характеристики относятся и к творчеству Лили. Сама художница, не смущаясь, признается, что не знает как назвать свой стиль из-за нехватки теоретических знаний в области художественного искусства. Но незнание стиля вовсе не означает его отсутствие. На практике Лиля показывает «собственный стиль» и уже может похвастаться этим на начальном этапе творческого пути.

a iXs9XNGTknTysq 2w6mk

Картины девушки сложно спутать с чужими, и дело даже не в технике, а в эмоции и настроении, в линиях и направлении мазков. Половина положена горизонтально, половина – вертикально, и практически всегда, в районе центра, эти мазки встречаются, образуя крест, который вызывает у зрителя чувство противоречия и конфликта. Отсутствие классического сюжета помогает видеть цвета и формы в отрыве от предметов, поверх всех временных и пространственных границ. Абстрактные работы художницы убеждают в абсолютности эстетического и дают пример чистого творчества.

ydPyMvM8mQk

Сейчас художница экспериментирует с техникой рисования. Старается использовать новые сюжеты и формы. В последнее время она особенно тяготеет к мозаике. Я думаю, что ее ждет большое будущее. Ведь самое главное – это талант, старание и наличие идеи, которую ты хочешь рассказать миру. Все это у Лилии есть. А образование и корочку «художника» она еще получит, если посчитает нужным.

Текст: МАРКЕЛОВА Алиса
В материале представлены фото работ из личного архива Л.Ш.