1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Время фрилансеров: профессия ретушер

Дата: . Опубликовано в Люди

Мы взяли интервью у Елены Поповой – ретушера-фрилансера и узнали о том, какие перспективы открылись сегодня для «свободных художников», почему престижно работать на себя и какие подводные камни подстерегают тех, кто решил освоить пока непризнанную обществом профессию.

Обычно, когда люди узнают, что я ретушер, то никак не реагируют. Потому что они даже не представляют, что это такое. А те, кто немного представляют, ехидно спрашивают: «прыщи замазываешь?», - улыбнулась Елена на вопрос о ее работе. Но на самом деле это отличная профессия. Она позволяет сидя дома работать со всем миром.

Жанры ретуши, в которых я работаю, - это fashion и beauty фотография. Мои снимки печатались в таких журналах, как Esquire, Marie Claire, Cosmopolitan, Elle, L’Officiel, FHM и многих других, название которых мало что скажет читателям, потому что они не распространяются в России.

Дефицита заказов в нашей профессии, несмотря на все стереотипы, нет. Став профессионалом в своей области, вы никогда не останетесь без работы. Ведь любая фотография, если она хочет стать «хорошей», должна быть обработана. Все снимки, которые Вы видите в журналах, каталогах и практически все фото из социальных сетей уже побывали в руках ретушеров. Единственный, пожалуй, жанр фотографии, который не подвергается ретуши, это документалистика, но и там есть свои тонкости.

С чего началось ваше увлечение ретушью и как оно переросло в основную работу?

Первые пробы в программе Photoshop у меня были еще в старших классах, но только три года назад я сделала ретушь своей профессией. После школы получила высшее экономическое образование, и даже некоторое время работала по профессии, но поняла, что это не мое. И хотя образование мне в работе не помогает, именно в институте я поняла, что умею и люблю учиться, могу самостоятельно изучить практически любую специальность, которая мне понравится.

Тогда я очень увлеклась миром фотографии и какое-то время даже работала фотографом. Но в определенный момент поняла, что великим фотографом мне не стать, а быть «среднячком» тоже не хотелось. А еще я поняла, что в процессе создания фотографии этап ретуши для меня является самым интересным, и тогда я совершила смелый на тот момент поступок – решила стать ретушером. Смелый - потому что в то время в России еще не было такой профессии, но я чувствовала, что ситуация скоро изменится. Я не знала с чего начать, мне просто повезло наткнуться на объявление фотостудии «Fashion Box». Они искали людей. Проработала там год ретушером, отточила навыки и набила руку. Затем я ушла в свободное плавание и остаюсь фрилансером-ретушером до сих пор.

Часто фотографы обрабатывают свои снимки сами. Поэтому складывается впечатление, что ретушь - это лишь одна из задач фотографа. Так почему же ретушь стала отдельной профессией?

Фотограф, безусловно, должен уметь ретушировать свои снимки, ведь в момент обработки он понимает, какие допустил ошибки во время съемки. Это его многому учит, он становится более внимательным к деталям при съемке. Но у фотографов, которые хотят развиваться, выйти на более высокий уровень качества, стать «топовыми», в любом случае наступает момент, когда становится необходимым разделять работу. Я верю в разделение труда и в то, что каждый человек должен заниматься своим делом. На Западе такой подход давно уже считается нормой, перенимают его и в России.

Но существуют фотографы, которым не нужно иметь ретушера в команде. Я говорю о тех, для которых съемка и обработка являются единым, неразделимым творческим процессом.

Существует стереотип в России: «фотограф снял» – «фотограф молодец». Многие забывают о том, что за красивым снимком стоит работа целой команды: визажиста, стилиста, ретушера… Приходилось ли  сталкиваться с тем, что труд ретушера был незаслуженно недооценен?

Есть такой момент. Причем именно про ретушеров забывают чаще всего. В моей практике случалось, когда в журнале под фото подписана целая команда в 8-9 человек, но про ретушера ни слова. Мы пытались понять с коллегами, почему такое происходит, пришли к выводу, что никто не хочет подчеркивать то, что фотография кем-то обрабатывается. Не уверена, что эта ситуация когда-нибудь изменится. Так что если вы честолюбивы и хотите мировой славы, то профессия ретушера - не для вас.

Есть ли у ретушера в его работе место для творчества?

Все зависит от жанра фотографии и поставленных задач. Есть ретушеры, которые обрабатывают «предметку», «ювелирку». Это чисто техническая ретушь, творчества там мало. Есть ретушеры, создающие «сказочные», «рисованные» картинки. В этом случае исходная фотография меняется до неузнаваемости. Тут то и можно раскрыть свой творческий потенциал. Мои жанры стоят где-то посередине.

Имеет ли каждый ретушер свой почерк?

Ретушер, безусловно, имеет свой узнаваемый стиль, ведь каждая картинка пропускается через внутренний мир и личное видение профессионала. Например, если дать одну фотографию десяти разным ретушерам, мы получим десять различных вариантов картинки, которые будут очень сильно отличаться друг от друга. Это довольно творческая профессия, хоть и ограниченная техническими задачами заказчика.

Что выдает профессионала?

С моей точки зрения, грамотный цвет, свет, правильные акценты и «естественная кожа», которая сейчас в тренде. Хотя каждый профессионал выводит свою формулу идеальной картинки. Я следую своим эстетическим принципам: добиваюсь чистых, естественных цветов (если не была поставлена иная задача), трепетно отношусь к обработке кожи (очень не люблю, когда вместо кожи делают либо “пластик”, либо “асфальт” с ярко выраженной текстурой) и стараюсь сохранить «узнаваемость» человека, без превращения его в куклу.

Есть ли в нашей стране профессия ретушер?

Профессия в России только зарождается, но ретушеров у нас уже много и некоторые из них делают неплохие работы! Уже начинает появляться некое комьюнити, которого не было даже год назад. Но такого развития профессии, как на Западе, я думаю, у нас все-таки не будет. Причин много, и все о них знают. Отчасти это зависит от того, что работодатели не могут поддерживать выплаты на уровне западных. Но у ретушеров есть огромное преимущество - мы легко можем работать на любую страну, сидя дома. Например, у меня сейчас практически нет заказчиков из России. Я работаю с фотографами из Франции, Англии, Америки, Японии, Индии, Бразилии, Мексики и многих других стран.

Насколько мы знаем, вы не только ретушер, но и фрилансер. Еще одно ноу-хау в реалиях современной России. Как выжить фрилансеру?

Быть фрилансером - это, по сути, быть предпринимателем. Недостаточно просто знать свою профессию. Вы должны помнить про множество других областей. Например, тайм-менеджмент: если неправильно распределите свое время, то не сможете сдать работу до дедлайна, а это означает потерю заказчика и подпорченную репутацию. Поэтому тем, кто не смог распределить нагрузку и правильно расставить приоритеты, приходится работать на износ. Еще пример: у фрилансеров нет начальников. Это означает, что абсолютно вся ответственность за успех (или неуспех) полностью ложится на ваши плечи. Путь каждого фрилансера индивидуален, нет одинаковых историй, каждый выбирает, как говорится, по себе. Их очень много и порой возникает сложный вопрос выбора.

Минусы, конечно же, есть. Но многие их них можно легко нивелировать. Например, проблемы сидячего образа жизни решается походами в спортзал, а «домоседство» и нехватка живого общения искореняется арендой офиса или коворкинга.

Но плюсы того стоят. Свободный график - один из них. Я легко могу себе позволить 3,4 и более отпусков в год, могу устроить внеплановый выходной. Всегда сама выбираю с кем мне работать, когда и где. Мне не нужно вскакивать с утра по будильнику, не нужно тратить время и деньги на общественный транспорт, не нужно «вливаться в коллектив». Еще огромным плюсом считаю то, что мне никогда не бывает скучно. У меня не бывает застоя, всегда есть чему поучиться, куда стремиться. И, конечно, это большая радость - иметь возможность работать с мировыми печатными изданиями и с фотографами международного уровня, настоящими профессионалами своего дела.

Что бы вы посоветовали тем, кто уже твердо решил стать ретушером, но не знает с чего начать?

Не бойтесь и пробуйте. Те же самые ролики на Youtube дадут тот начальный объем знаний, который позволит сделать первый шаг. Вам не нужно бросать работу или учебу, чтобы начать. Вы можете начать заниматься ретушью в качестве хобби, а если дело понравится, превратите его в постоянную работу.

Очень много людей боятся пойти в профессию, которая подразумевает какие-то риски. А творческие профессии - как раз такие. К тому же, у творческих профессий низкий социальный статус. Не такой, как, скажем, у технических. Многие родители и воспитатели поощряют, если ребенок начинает увлекается творчеством в качестве хобби, но если он вдруг решит сделать творчество профессией, все вокруг начинают крутить у виска.

Если ты художник, то окружающие подразумевают, что ты пойдешь рисовать шаржи на Баумана. Но никто не думает о тех успешных художниках, которые работают, например, в игровой индустрии. Зарабатывают они гораздо больше тех же бухгалтеров и экономистов, которые так рьяно отговаривали их от творческой карьеры, а живут в свое удовольствие в творческой атмосфере, занимаясь любимым делом. Я думаю, что ни один человек не должен слышать, что творческая профессия – это «не профессия». Это не так! Мир не стоит на месте и парадигмы уже сменились. Творческая профессия - это шанс прожить интересную, насыщенную жизнь, занимаясь любимым делом, и получать за это хорошие деньги! Тем более на “креатив”, по заверениям мировых экономистов, сегодня огромный спрос.

Автор: Мария Романова
источник