Как лещ оказался в себе?
Каждый из нас хотел бы всесторонне и гармонично развиваться, занимаясь любимым делом. У студентки ИСФН Алсу Гараповой это получается.
Алсу учится на религиоведа, успевает играть в оркестре философского пост-фолка "Лещ-в-себе" и организовывать лекции о религиях.
- Как тебе удается совмещать учебу, музыкальную группу и другие увлечения?
- С переменным успехом. Я очень люблю музыку, для меня это тоже очень важно, поэтому потраченное время того стоит. Религиоведческий лекториум «Теодицея» напрямую связан с моей учебой. Изначально мы задумывали это не только как лекции для людей, не связанных с религиоведением, но и как возможность нам, студентам, освежить в памяти уже имеющийся материл.
- Поступить на кафедру религиоведения - спонтанное решение или обдуманный шаг?
- У меня было несколько вариантов. Я пришла к религиоведению в старших классах, хотя все, что связано с религией меня всегда интересовало. Мне кажется, религия оставила огромнейший отпечаток на истории человечества, на нашем мироощущении. Если хочется понять, почему все происходит так, а не иначе, ответ нужно искать в религии. Просто проанализировать какие-то догматы, многое становится понятным.
- Ты хотела бы связать свою жизнь с научной практикой?
- С наукой очень хотелось бы связать, конечно. Магистратура, а дальше как получится.
- Как зародился лекторий «Теодицея»?
- Я столкнулась с тем, что люди зачастую очень много рассуждают о религии, но совершенно в ней не разбираются. Все происходит на инстинктивном уровне. И захотелось показать людям, что это на самом деле, чтобы они могли давать свою объективную оценку
- Как выбираете тему для лекции? Каковы дальнейшие планы?
- Лекции мы выстраиваем в историческом порядке. В дальнейшем, мы на базе уже полученных знаний, может быть, будем устраивать круглые столы, дискуссии, обсуждения фильмов...
- Какие темы интересует тебя в большой степени?
- Все таки большинство своих работ я написала по тематике иудаизма, поэтому мне самой интереснее и слушать, и рассказывать про иудаизм. Но и остальные религиозные движения мне тоже очень интересны.
- Почему именно это направление?
- Почему-то все уверенны, что иудологом может стать только еврей, потому что он в этом заинтересован. Однако мне кажется, это очень интересная тема. Все-таки это первая авраамическая религия. Мне кажется, если понять иудаизм, можно понять и христианство, и ислам. Это своеобразные истоки.
- Можно ли сохранять нейтралитет, изучая религии?
- Большинство студентов находятся в подвешенном состоянии, мечутся... то в атеизм, то в какое-нибудь вероисповедание. Довольно сложно оставаться на какой-то нейтральной позиции, когда постоянно говоришь об этом и думаешь.
- Ты играешь в группе «Лещ-в-себе». Расскажи, как ты попала в коллектив.
- Может, это будет немного нескромно, но я была инициатором создания. Я играла в другой группе с подругой детства, но половина состава уехала в Москву. Хотелось заниматься музыкой, а так как я на тот момент сильно увлекалась фольклором, мне захотелось создать нечто подобное. При этом научный интерес тоже сыграл свою роль. Мы исполняем многое из того, что я изучаю.
- Какой у тебя был первый инструмент?
- Первым было фортепиано. Потом я освоила гитару, затем уже барабаны (джембе) и перкуссию.
- Чем тебя привлекают именно ударные?
- Почему не установка, а этнические? Наверное, я все время рвусь к корням, к истокам. Барабан – это один из самых древнейших инструментов, как и варган, на котором я тоже играю. Да и с точки зрения религиоведения: барабан не осуждается ни в одной из культур, есть в нем что-то.
- Как зародилось название? Как лещ оказался в себе?
- Мы долго обсуждали варианты названия. Устроили конкурс, с главой избирательной комиссией, несколькими турами, тайным голосованием, названий было штук 15. Один мой знакомый предложил: «а может оркестр философского пост-фолка?» Мне показалось немного не оконченным, надо с философией связать. Он сказал: «Философия... Кант... Лещ-в- себе!» На том и остановились.
- А как появилась приставка гастрономический?
- Все мы любим поесть, а многие песни у нас про еду, да еще и лещ в названии. А на первом квартирнике мы раздавали всем печенье. Раз печеньки раздаем, разве оркестр не гастрономический?
- Меняется ли со временем состав?
- У нас есть проклятая должность играющего на укулеле, маленькой гавайской гитаре. Все, кто начинает на ней играть, почему-то уходят. Мы теперь даже боимся нового музыканта искать, потому что очень грустно расставаться с людьми, с которыми привык работать
- Как вы находите песни? У вас очень разнообразный репертуар...
- Наша цель - показать, что фольклор одного народа очень похож на фольклор любого другого. У нас есть задумка касательно татарского фольклора. На данный момент очень мало исполнителей, которые творчески к нему подходят. Однажды мы делали кавер на песню Rammstein и поняли, что припев очень похож на татарскую народную песню. Решили совместить.
- Куда уходит исток твоего увлечения?
- Наверное, в подростковый возраст. До этого был металл, альтернатива, а потом я приехала на фестиваль «Крутушка» и увидела, что фольклор – это очень интересно. До этого я думала, что фольклор это что-то скучное и пошлое, вроде «Золотого Кольца». Там я и поняла, что нужно двигаться к истокам. Только поняв их, можно понять остальное.
Беседу вела Алсу Гарипова, 13-300
Фото из личного архива Гараповой Алсу