1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

В розовом платье навстречу судьбе

Дата: . Опубликовано в Люди

13 февраля 70-летний юбилей отметила народная артистка ТАССР, солистка балета Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля, педагог казанского хореографического училища Сания Хантимирова.

ima3MAoBV5sМоему собеседнику в этой жизни несказанно повезло. Сама же она утверждает: «Моя жизнь – счастливый лотерейный билет!» Маленькая девочка с детства любила танцевать. За один день решилась судьба будущей балерины, когда в июне 1956 года в Казань приехали педагоги Ленинградского хореографического училища. 24 июня в парке «Черное озеро» отмечали Сабантуй.
- Мне мама сшила розовое платье в горошек. Я радостная станцевала на празднике, а в качестве награды мне дали книгу Гайдара. После выступления я побежала к маме домой. По дороге мне попались женщина и двое мужчин, которые случайно меня остановили и задали вопрос: люблю ли я танцевать. Я поначалу даже испугалась (смеется. – Д.С.). Я ответила, что люблю, и меня пригласили на просмотр в театр оперы и балета», – вспоминает Сания Хасановна.
Удивительно! Бежать по улице навстречу своей судьбе...
- Сания Хасановна, расскажите о своей семье.
- Мы с братом из простых служащих. Мама работала бухгалтером, отец был инженером. В 1952 году, когда папа умер, мы, двое маленьких детей, остались на руках у матери. Семье приходилось тяжело, нам помогала бабушка, и я у мамы была помощницей. В 1956 году, когда моей маме сообщили, что ее дочь будет учиться в Ленинградском хореографическом училище, она растерялась. Мы ходили советоваться с родственниками, но в итоге решили отправить меня в город на Неве.
- Ленинградское хореографическое училище – главный этап Вашей жизни?
- Для меня это самые интересные годы в моей жизни, поглощение всего. Во-первых, это воспитание творческого человека. Сам город тебя воспитывает. Я очень любознательный человек, в интернате никогда не сидела. Все время ходила по музеям, драматическим театрам. Отношение педагогов к детям всегда было доброжелательным. В училище нам предстояла взрослая самостоятельная жизнь, некоторые просто не выдерживали. Я очень скучала по дому. Старалась учиться, в классе меня всегда приводили в пример, хотя данные у меня были средними. Выпускалась я у Наймы Валеевны Балтачеевой, училище окончила с отличием. Долгое время я не могла уехать из Ленинграда, несколько раз сдавала билет на поезд. У меня как будто от сердца что-то отрывали. Без Ленинграда я просто себя не мыслила!
- Как складывалась Ваша творческая жизнь в театре?
- В училище я получила хорошую профессиональную выучку, была подготовленной. Первую партию я танцевала на гастролях в Чебоксарах: испанский танец в опере «Травиата» за одну заболевшую актрису. За три репетиции я станцевала Сююмбике в балете «Шурале» в редакции Бордзиловской. И так постепенно стали давать главные партии.
- Как Вы готовили свои партии?
- Учеба в Ленинграде мне дала огромной клад. Это очень помогло раскрыть себя в творчестве. Недалеко от интерната находится театр имени Пушкина, мы часто его посещали. В то время там работало целое созвездие звезд: Лебзак, Симонов, Черкасов, Ургант и другие. И мы ведь многому у них учились. Я всегда старалась выстраивать роль, насыщать ее образом. Просто так танцевать никому не нужно.
- Когда состоялись Ваши первые гастроли за границу?
- Это произошло неожиданно. Находясь на лечении колена в Евпатории, я получила приглашение поехать на «Экспо-1967» в Канаду. У меня были колоссальные впечатления, первый раз лететь на самолете, все так необычно. Мы – представители РСФСР, чувствовалась большая ответственность. Первый концерт мы давали для полицейских, чтобы они нас хорошо охраняли. После двух-четырех выступлений, нам сообщили, что о нас спрашивают канадские татары. Когда мы встретились, оказалось, что этот татарин во время войны попал в репатриационный американский лагерь, сидел с Мусой Джалилем в Моабитской тюрьме. Они очень рады были нас увидеть, подарили много подарков, им очень хотелось вернуться назад в Татарию. Все это, конечно, было под наблюдением. На этих же гастролях я познакомилась с известнейшими людьми, Эдуардом Хилем и Людмилой Зыкиной. Мы попали на джазовой концерт Дюка Эллингтона, и самое главное, что в этот момент параллельно шло выступление Рудольфа Нуриева в театре оперы и балета Монреаля. К сожалению, мы туда не попали.
- 28 февраля на сцене нашего театра пройдет спектакль Фарида Яруллина «Шурале» в Вашу честь. Расскажите о постановке подробнее.
- В начале 1941 года готовились к декаде татарского искусства. Главным балетмейстером декады назначили Петра Гусева, а он пригласил для постановки первого татарского балета Леонида Якобсона, музыку к которому написал Фарид Яруллин. Партию Сююмбике исполняла мой педагог Найма Валеевна Балтачеева. В стране тогда началась война, и премьера так и не состоялась. Только потом в 1970 году, когда Якобсон приехал восстанавливать спектакль, я станцевала премьеру. Удивительная взаимосвязь: я – ученица первой исполнительницы этой партии, и я же танцую премьеру этого спектакля!
- Вы давно занимаетесь педагогической деятельностью. В чем заключается главная задача наставника?
- Став педагогом, я поняла, что здесь профессия совсем другая, чем исполнительская. В 1975 году я начала преподавать народно-сценический танец в хореографическом отделении музыкального училища имени Аухадеева. Эту работу мне предложила Саяра Сагировна Юнусова. Она пригласила меня, доверив педагогическую деятельность, во многом мне помогла. Она закончила педагогическую кафедру самой Вагановой. Все, что не делаешь, всегда начинаешь выравнивать по мыслям и профессиональным убеждениям своих педагогов, строгость требований учителя от учеников, все это очень важно. И конечно, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. То, что мне дали в Ленинграде, мои партнеры, с кем я репетировала, и все, кто рядом со мной был, создали меня как творческое лицо. Я бы сама никогда ничего не сделала. Это все – жизненная взаимосвязь. Преподавание – высшая стадия человеческой жизни, потому что учитель направляет маленькое существо на что-то нужное. Если зерно положено, оно обязательно рано или поздно прорастет.

Диана СЛАБКО,
слушательница Школы молодого журналиста
Фото из личного архива Сании Хантимировой