«Оставаться внутри КФУ на сцене УНИКСа — для меня это не перспективно»: Камилла Даянова, музыкант, студент КФУ
Камилла ненавидит музыку так же сильно, как и любит ее. От «этно», сцены УНИКСа, работы в группе TEDX до мечты о всероссийской известности — ее путь полон противоречий и поиска себя. В откровенном интервью Камилла рассказала о музыкальном образовании, закулисье студенческой сцены и о том, почему сцена дворца творчества в Уфе для нее ближе, чем любой концертный зал.
— Камилла, помнишь момент, когда только начала заниматься музыкой? Можешь рассказать, как это было, родители сразу захотели сделать тебя будущей звездой?
— Ну, звездой они хотят меня сделать до сих пор, у них есть эта бывшая нереализованная мечта в виде меня. Я не помню точно момент, когда прямо осознанно начала заниматься музыкой, потому что мне было четыре года, когда я первый раз вышла на сцену. По рассказам родных, я просто каталась на качелях у бабушки и постоянно громко с ней пела песни, поэтому меня решили отдать в музыкальную студию.
— Следующая твоя ступень — это Уфимское музыкальное училище, которое ты не закончила. Почему решила прекратить обучение?
— Да, это сложный вопрос. Он сложный для меня в моральном плане, возможно, потому что сейчас я все чаще задумываюсь: «а может стоило закончить?», «а как будто мне все еще нужно музыкальное образование». В общем, я отучилась два курса в училище искусств на отделении эстрадного вокала. Не то, чтобы я очень хотела туда поступить и продолжать свое музыкальное обучение, я десять лет занималась в музыкальной студии. Думала, что мне хватило образования, но родители решили, что нужно меня отдать в училище. Обучение не закончила, потому что я считала и до сих пор считаю, что все-таки это не то образование, которое способно меня прокормить, и показательным примером оказались мои бывшие одногруппники. Они получили дипломы и преподают в музыкальных школах или в каких-то частных музыкальных студиях, это не то будущее, которое я бы хотела, например, себе. Жалею, что бросила училище, но с точки зрения того, что я бы сейчас могла поступить на второе высшее уже никак вокалист, а, например, как композитор или теоретик, но, чтобы поступить на высшее, нужно все равно закончить колледж. Даже если я вдруг надумаю получать музыкальное полноценное образование, я точно знаю, что Уфимское училище уже не выберу. Выберу что-то покруче и покачественнее.
— Почему поступила на журфак?
— Журналистика была той сферой, в которой я давно хотела себя попробовать и получить образование в этой стезе. И это был самый доступный вариант, чтобы сбежать из училища — поступить на высшее образование.
— Любовь и ненависть к музыке могут быть совместимы?
— Могут. В зависимости от того, какой музыкой ты занимаешься. Я тому прямое доказательство: например, я очень люблю «этно», люблю превращать народные песни во что-то интересное, мне это очень нравится, так как я народник по-своему первому музыкальному образованию. Но попса мне не заходит, «академ» — это тоже не моя история. Я думаю, что, да, совместимы, я ненавижу музыку, я ненавижу учиться на нее, ненавижу ее писать, но при этом одновременно я ее очень люблю. Музыка — это эмоции, внутреннее состояние, поэтому они абсолютно совместимы.
— Существует песня, которая отражает твой внутренний мир, чувства, эмоции, которые скрыты от окружающих?
— Ого, но я думаю, что да. Это, наверное, либо Mr. Kitty — After Dark, либо Mnogoznaal — DOF, эти песни как будто про меня.
— Чем измеряется музыкальная образованность человека для тебя?
— Все мои близкие друзья знают, какая я «душнила» в плане музыки и в плане музыкального образования. Я считаю, что если музыкант не знает элементарно ноты, нотный стан, не знает какие-то аккорды или самый простой базис, которому обучают в музыкальной школе — то он не музыкант, и не может себя так называть. Это чисто мое мнение, возможно, оно критичное и суровое. Для меня образованность музыканта, конечно, измеряется его знаниями, умениями. Допустим, даже человек самоучка, но он знает нотный стан, знает элементарную теорию музыки, знает, как раскрыть любое направление: рок, поп-фолк, если он понимает, как это строится, тогда это уже хороший показатель, что человек образован.
— Ты играла в группе ТЕДХ, вас обожал УНИКС, площадки, где вы проводили квартирники, давали концерты. Наверное, можно сказать, что это твоя первая серьезная коммерческая деятельность, но как группа образовалась?
— Я поступила на первый курс в КФУ, у всех первокурсников есть такой праздник — «День первокурсника», когда каждый институт готовит свою конкурсную программу, потом отбирают номера на городской «ДП». Так случилось со мной, меня позвали на гала-концерт внутри КФУ, где выбирают лучше номера со всех институтов. Меня позвали, но сказали: «Мы переделаем твой номер, это будет инструментал и дуэт с мальчиком», но мальчик очень плохо пел и поэтому предложили вариант, чтобы со мной дуэтом пела мой руководитель Таня Коренкова, так и получилась группа. Потом с этим номером нас взяли на городской «ДП», и там сразу же поступили предложения по нашим выступлениям и квартирникам. Так мы начали крутиться.
Группа ТЕДХ
— С приходом в группу почувствовала увеличение своей аудитории, слушателей? Как и в чем это выражалось?
— На самом деле нет, мы были более локальной группой в КФУ, внутри УНИКСа меня узнавали только сами студенты КФУ и маленькая казанская музыкальная тусовка. На себе я не ощутила никакую популярность, я была серым кардиналом, потому что то, кто я на сцене даже внешне, и то, кто я в жизни — совершенно разные личности, люди не вспоминали мое лицо. Наверное, спустя годик меня начали запоминать.
— Группа была для тебя любимым хобби или целый работой?
— Группа была сначала любимым хобби, потому что в училище, например, не заставишь инструменталистов тебе подыграть даже что-то самое простое, потому что у них звезда горит, они считали себя самыми талантливыми, а нас, вокалистов, недостойными для их игры. А здесь как бы реализовалась моя давняя мечта — поиграть в живом бэнде. Это было хобби, но потом нас начали засовывать в концерты УНИКСа, а это всегда большая работа, параллельно шли квартирники. В том году мы выступали, по нашим подсчетам, двадцать раз за год. Только в декабре у нас две недели не было концертов, а так еженедельно, каждую пятницу-субботу были концерты. Целый год с сентября по июль. Тяжело собирать всю программу, делать ее с нуля или, наоборот, просто вспоминать что-то старое, это тоже весьма трудоемко, поэтому тогда это была именно работа.
— Почему завершилась твоя карьера в группе?
— В какой-то момент я поняла, что все, я перегорела и больше не хочу, я очень устала, мне было тяжело, это занимало очень много времени и сил. При этом платили либо копейки, либо не платили ничего, просто говорили «спасибо». Я бы хотела двигаться дальше уже по Татарстану, затем и по России. Оставаться внутри КФУ на сцене УНИКСа — для меня это неперспективно. Было тяжело и морально, и физически продолжать пахать за «спасибо».
— Продолжая тему твоего роста, не можем еще немного не поговорить про сцену УНИКСа и твои сольные выступления. Можешь рассказать, каково это — быть постоянным участником культмасса?
— Как уже говорила, это занимает много времени и сил, это постоянные слухи и сплетни, то есть всегда присутствует обратная сторона медали. Культмасс — классная штука для студенчества и студенческой жизни, но это всегда нездоровая конкуренция, постоянные сплетни, выдуманные, конечно же, причем неважно, участвуешь ты в них или нет.
— Каким своим выступлением гордишься больше всего и почему?
— Больше всего я горжусь своим выступлением тем летом, на дне молодежи в парке Урам. Большая площадка на открытом воздухе, для меня это был новый шаг в бездну, потому что я начала свою сольную деятельность как раз с этого выступления. Я еще никогда не выступала одна на таких сценах, всегда пела с коллективом либо от кого-то, а тут я сама по себе, со своими друзьями, которые мне играют. Это было круто, обычно, когда я выхожу на сцену, адреналин подскакивает настолько, что забываю, что происходило на сцене, помню только, как вышла и как с нее спустилась. А тот раз я помню все до мельчайших подробностей, каждое слово, каждый шаг, каждое движение на этой сцене. Я помню «от» и «до». Еще выделю юбилей КФУ в «Татнефть Арене», это был мой сольный номер, впервые с подтанцовкой. Пять тысяч зрителей смотрят на тебя, аплодируют, мурашки бегут по коже, даже когда вспоминаю. Это выступление я тоже помню абсолютно полностью, незабываемые опыт и впечатления.
День молодежи парк Урам
— Сцена твой дом или нет? Почему?
— Сцена УНИКС — это не мой дом. Точно есть сцена, которую я считаю своим домом — это сцена дворца детского творчества имени Комарова в Уфе. Это мой дом, потому что она меня воспитала, как артиста, как человека. Я знаю там каждый уголок, каждый миллиметр этой сцены я знаю наизусть. Если мы говорим в целом про сцену, то скорее всего нет, это я просто в гости прихожу, можно так сказать. Несмотря на то, что я с четырех лет на сцене, я не очень люблю эту всю движуху, мне больше нравится оставаться за кадром, чем быть в нем.
— Есть ли у тебя особый ритуал перед выходом на сцену?
— Есть несколько, они странные. Я делаю три глубоких вдоха и резко выдыхаю, после читаю маленькую молитву, прошу, чтобы все прошло так, как нужно и выхожу на сцену. Если я засиделась или очень долго все происходит, я могу попрыгать за сценой, чтобы привести тело в тонус. Когда тонус есть в теле, то тонус есть и в голосе, потому что это все взаимосвязано.
Юбилей КФУ, Татнефть Арена
— Какие эмоции испытываешь когда стоишь на сцене?
— В зависимости от того, что я пою. Если это грустная песня, то я раскрываю душу буквально на сцене и передаю с помощью этой песни все, что я чувствую. Если это, наоборот, что-то веселое, то я стараюсь передать свою позитивную энергетику в зал.
— Какую песню ассоциируешь с собой и почему именно она?
— Вопрос сложный, мне надо подумать. У меня есть три песни, первая точно ATL — «Грустный диджей», потому что когда-то мой старший брат сказал мне, что эта песня про нас, и он — это лирический герой, а я в его жизни грустный диджей. Вторая песня — это Asenssia, VSN7 — «Приворот», она очень женственная, но при этом энергичная и таинственная. Третья песня, которую я ассоциируюсь с собой — опять же Mr.Kitty — After Dark, песня про мрак, но при этом про безграничную любовь. Еще добавлю в этот список UBEL — «Лидокаин».
— Сейчас наблюдается тенденция: блогеры начинают петь, выпускать и активно продвигать свою музыку. Как ты считаешь, может ли человек без музыкального образования стать музыкантом или артистом?
— Я весьма консервативна в этом вопросе, считаю, что нет, не может. По простым причинам: человек ничего не понимает в музыке, он не знает, как она изнутри строится, не знает, как с ней обращаться должным образом. Только если этот блогер с музыкальным образованием — возможно, он и может стать каким-то хорошим артистом, но вот эти тиктокеры, которые записывают песни этого — не то, что нет в моем плейлисте, это я просто не воспринимаю как музыку. Это коммерческая деятельность, а не творчество. Творчество — это про индивидуализм, самобытность и все-таки про музыку в первую очередь, а не про то, как заработать побольше просмотров и денег, что характерно для блогеров.
— С недавних пор у тебя появился музыкальный Telegram-канал, который называется «Музыкальное приданное», где ты обозреваешь музыку с разных сторон. Какое дальнейшие продвижения видишь у канала?
— Пока что я только щупаю эту почву, не понимаю, как правильного его вести, поэтому нет регулярности, как хотелось бы. Но дальнейшее продвижение вижу. Возможно я начну вести YouTube канал и, отталкиваясь от него, как-то наберу аудиторию. Пока я никак не продвигаю Telegram, на него подписаны только мои друзья, знакомые и те, кому интересна музыка. Я рассматривала вариант, если все-таки оставаться в журналистике, то, как музыкальный критик или музыкальный обозреватель, или просто писать про музыку. Мне это очень интересно, мне нравится в этом копаться, анализировать. Возможно, это перерастет во что-то большее, чем просто Telegram-канал, а может и нет. Может он так и останется моим личным блогом, где я рассказываю про музыку.
— Хотела бы развивать остальные социальные сети в музыкальном направлении, если да то, что мешает начать?
— Я начинала это делать, выкладывала всякие рилсики со своих выступлений, записи со студий. Я пыталась, но мне кажется, это уже не так работает, либо я не знаю четких алгоритмов, чтобы оно работало. Поэтому скорее нет, чем да. Все-таки для меня социальные сети — это больше про мою личность, карточка на Яндекс Музыке — это уже про творчество и про музыку. Хотелось бы, чтобы это оставалось так, мне кажется, это самое лучший вариант для музыканта, чтобы тебя знали лично чуть-чуть по фоточкам с друзьями, с семьей, и отделяли тебя от твоего творчества. Но сама я так делать, кстати, не умею. Я не умею отделять артистов от их творчества, если мне не нравится артист как человек, то и творчество мне его тоже скорее всего нравиться не будет.
— Известно также, что в арсенале у тебя есть собственные песни, почему о них так мало знают, почему не продвигаешь?
— Во-первых, я очень самокритична и капризна в плане написания музыки, мне все не нравятся, я постоянно все переписываю. Мы уже год пишем альбом, инструментал почти дописали, я думаю, что скоро выйдет уже первый сингл оттуда. Я хочу идеального звука, хотя при этом понимаю, что это все-таки мой первый альбом, мое первое испытание музыки музыкой, поэтому идеального звука не получится сразу, все приходит с опытом. Особенно с музыкой, нужно прощупать почву, понять, что тебе нравится, а что нет.
— Где черпаешь вдохновения для своих песен?
— В жизни. Все, что меня ранит или радует, или что мне показалось важным — все есть мое вдохновение. Все, что в моих песнях — это все мои искренние эмоции, мои искренне переживания. Все, что меня окружает, может стать вдохновением для новой песни.
— В чем видишь свое предназначение в жизни?
— Любить, дарить любовь людям, ко всему, что меня окружает — мне кажется, что это мое предназначение.
— Чем бы ты занималась, если бы не музыка?
— Возможно юрфак, либо я была бы работником в органах, мне интересно видеть изнутри, то, как устроена наша страна, либо это все-таки журналистика, конечно. Других вариантов я вообще не вижу, если бы не музыка, то не было бы меня, вот так я скажу.
Марина БАХМАТ