«Момент, когда герои начинают управлять историей, — и есть настоящее писательское волшебство»: Рия Райд о «Лиделиуме» и своём писательском пути
Рия Райд — современная российская писательница и автор тетралогии «Лиделиум» в жанре научной фантастики. В истории читателей ждут мир далёкого будущего, ожесточенная борьба за власть между наследниками великих домов, дворцовые интриги, многогранные герои и серая мораль. Первые две книги — «Наследие Десяти» и «Пламя Десяти» — уже вышли в издательстве LikeBook и доступны для прочтения. Рия рассказала, как она работала над историей, почему герои менялись в процессе написания и что ждёт «Лиделиум» в будущем.
— Ты написала первую версию «Лиделиума» в 17 лет, и только год назад эта космическая история появилась на полках книжных магазинов. Что помогло тебе сохранять интерес к «Лиделиуму» на протяжении столь длительного времени?
— Мне кажется, это был просто мир, в который мне было комфортно и приятно возвращаться в какие-то сложные моменты. Особенно когда будни полны всяких бытовых вопросов и проблем. Я как раз училась в университете, параллельно все эти годы работала, и у меня были максимально загруженные бытовыми проблемами дни. «Лиделиум» был тем миром, в который было приятно уходить мыслями, чтобы хоть как-то разгружаться. Собственно, по этой же причине люди читают и слушают книги, смотрят фильмы. Это тоже возможность уйти в какой-то мир и отключиться от проблем, грустных мыслей, даже просто отдохнуть.
— Действия «Лиделиума» происходят в далёком будущем, в космосе, но при этом в твоём мире есть магия таинственных Десяти. Как ты придумала историю основателей Лиделиума?
— Если честно, я точно уже сама не помню, как появилась история Десяти. Есть ощущение, что она возникла, когда я писала первую книгу, уже в процессе написания, потому что я не задумывала её изначально. Просто, как правило, когда ты пишешь книгу, у тебя может появиться какая-то идея, которая потом начинает обрастать подробностями, и в конечном итоге это выливается в отдельную сюжетную ветку. И мне кажется, что история Десяти появилась именно так. Мне нужно было объяснить возникновение и природу сил Кристиана и придумать какую-то более-менее правдивую историю для этого. Так появились Десять, а уже потом всё это вылилось в отдельную ветку мироустройства.
— Мир «Лиделиума» поражает своей продуманностью, особенно государственным устройством. Как ты разрабатывала структуру власти в Лиделиуме?
— Во-первых, спасибо огромное. Мне всегда безумно приятно получать такие комментарии и похвалу мироустройства, потому что, честно, до выхода первой книги я не считала, что это сильная сторона «Лиделиума». Мне, наоборот, казалось, что мироустройство достаточно поверхностное, и в нём нет ничего особо нового, потому что во многом структура власти в «Лиделиуме» вдохновлена периодом феодальной раздробленности средневековой Западной Европы.
Но не могу не сказать, что государственное и политическое устройство — это то, что требовало серьёзного архитектурного и структурного подхода. И всё же придумывать всё это было безумно интересно, хотя кто-то, наоборот, найдёт это очень скучным. Я просто люблю историю, получаю огромное удовольствие, придумывая какие-то законы, политические и дворцовые интриги. Это то, что я сама всегда ищу в других историях, и то, что мне тем более приятно придумывать в своих.
— Почему ты выбрала именно космогеологию как профессию для главной героини — Марии Эйлер?
— Вот что-что, а как раз-таки профессия Марии была суперспонтанной вещью. Она появилась в какой-то момент, потому что мне очень не хотелось, чтобы Мария была иждивенкой. Мне хотелось, чтобы у неё была какая-то цель, дело в жизни, то, что она любит и ради чего живет. Без этого её образ казался неполным. И так я поняла, что мне нужно придумать ей какую-то интересную и значимую профессию, которая бы её раскрыла. Ну скажи, главная героиня ученый — это круто? Плюс меня всегда безумно вдохновляют истории про учёных, так что тут, наверное, сошлись звёзды. Возможно, ещё и поэтому потом случайно выбранная профессия Марии превратилась в отдельную сюжетную ветку. Когда я начинала писать первую книгу, её ветки с Рейниром не было. А потом она появилась и, кажется, не зря!
— Персонажи «Лиделиума» не раз удивляли читателей своими действиями и скрытыми мотивами. А бывало ли такое, что твои герои удивляли тебя саму?
— Постоянно! Это происходит постоянно, но мне кажется, что это какая-то авторская магия, когда персонажи начинают жить своей жизнью и управлять сюжетом. И да, поэтому ты никогда сам до конца не знаешь, как всё обернётся, как всё закончится. Потому что ты планируешь одно, но потом в какой-то момент ты понимаешь, что тот или иной персонаж не может поступить так, как ты изначально для него планировал, не может сказать то, что ты хотел бы, чтобы он сказал. Вместо этого он вдруг выкидывает что-то совершенно другое. И это может быть мелочь, а может — что-то глобальное, из-за чего приходится перекраивать весь сюжет. Зато потом ты вдруг перечитываешь то, что получилось, и понимаешь, что это именно то, что и должно было произойти.
Мне кажется, момент, когда герои начинают управлять историей, — и есть настоящее писательское волшебство.
— Повествование в «Лиделиуме» ведётся от лица нескольких героев. Чьи главы тебе дались сложнее всего?
— Сначала я подумала, что сложнее всего даются главы Питера, потому что это тот персонаж, которому никогда не подойдут какие-то общие фразы. Даже в самых банальных ситуациях он всегда ответит так, как может ответить только он. Как правило, какой-нибудь шуткой или язвительной фразочкой. И придумывать вот эти вот шутки и фразочки (когда ты сам не такой уж остроумный и находчивый) может быть сложновато. Но при этом это всегда безумно интересно. И если ты понимаешь, что тебе удалась какая-то реплика, ты получаешь двойное удовольствие.
Но сейчас я поняла, что в целом как будто бы сложность зависит не от конкретного персонажа, а от ситуации. То есть бывают сцены, которые очень сложно даются. И там уже не важно, от лица какого персонажа ведётся повествование. Проблема в том, что в определённой сцене ты, например, не чувствуешь его эмоции или не знаешь, как их правильно передать.
— В своём Telegram-канале ты говорила, что Питер Адлерберг — спонтанный персонаж, и в изначальной версии «Лиделиума» его не было. Скажи, что подвигло тебя на создание такого харизматичного героя? Да ещё и наделить его 23 сёстрами.
— Да, Питер, правда, был спонтанным персонажем, и изначально он появился в сюжете, потому что мне нужно было дать Андрею каких-то друзей. Я в целом очень люблю тему дружбы, и мне хотелось, чтобы что-то такое было в «Лиделиуме». И Питер появился именно как второстепенный персонаж, который просто должен был составить компанию Андрею. Но, как это всегда бывает, именно те персонажи, на которых ты изначально не делаешь никаких ставок, вдруг начинают жить своей жизнью и диктовать свои условия и свою историю. Так было с Питером, так было с Марком, так было с Изабель и Рейниром. Так происходит, мне кажется, с 50% персонажей. И это прекрасно.
А насчет сестер Питера: он в целом трагикомичный персонаж. Сделать ему «веселых родственников» казалось сюжетной необходимостью.
— Ты говорила, что изначально Кристиан Диспенсер был отрицательным персонажем и главным антагонистом. Почему ты решила изменить его роль?
— Это правда. В ранней версии «Лиделиума» Кристиан действительно был отрицательным персонажем. Я думаю, что со временем его история изменилась так сильно, потому что персонажи всегда растут и развиваются вместе с тобой. Меняются твои вкусы, тропы, ты взрослеешь, и твои герои взрослеют вместе с тобой. И сюжет тоже взрослеет. Если честно, я думаю, это случилось с Кристианом: он повзрослел.
Вторая причина в том, как я и сказала, что в какой-то момент герои начинают с тобой разговаривать (звучит как биполярное расстройство, но я уверена, все авторы меня поймут), и ты понимаешь, что роль, которую ты им изначально отводил, совсем им не подходит.
— В будущем ты также планируешь продолжение «Лиделиума» — историю про детей персонажей тетралогии. Можешь приоткрыть завесу тайны и рассказать, какой путь ждёт следующее поколение и чем он будет отличаться от пути их родителей?
— Ну разве что немножко. Могу сказать одно: в задумке сейчас есть шесть основных героев: две девушки и четыре парня, и я уже люблю их не меньше, чем героев основной тетралогии. Тем более, что там планируются два моих любимых любовных тропа: запретная любовь и от лучших друзей к возлюбленным.
Насчет их пути — да, он точно будет отличаться, но при этом прошлое родителей точно окажет на них немалое влияние. Как минимум, оно оставит им нормальные такие психотравмы…
— Какой совет ты бы дала начинающим авторам, которые впервые ступают на тропу писательства?
— Мне кажется, мой ответ будет супербанальным, но это правда истина: не обращать внимание на плохие отзывы — всем никогда не угодишь, не бегать за трендами — они формируются годами, но сменяются со скоростью света. Но самое главное, писать в первую очередь для себя и самому быть главным фанатом своей истории, любить своих героев за весь мир. Творчество живёт только тогда, когда оно идёт от души.
А ещё не бояться заводить друзей, которые смогут разделить твою любовь к классным историям, в том числе и среди авторов. Никто не поймёт автора лучше, чем другой автор, и в сложные, кризисные моменты их поддержка может вытащить со дна. Проверено!
Марина ЗУЙКОВА
Изображения Рии Райд