1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Профессия дизайнер. Большое интервью с Екатериной Соболевой — графическим дизайнером, который начал все с нуля

Дата: . Опубликовано в Люди

В мире визуальных коммуникаций графический дизайн играет ключевую роль, формируя образы и идеи, становясь важной частью визуального общения между человеком и продуктом.“Я теперь графический дизайнер…” — в интервью Соболева Екатерина делится своим опытом, вдохновением, достижениями и полезными советами для новичков в сфере дизайна.

Ранее вы долгое время работали на себя, почему решили уйти с фриланса в найм?

Фриланс не самая стабильная сфера, а я все же приверженец постоянства в деньгах. В найме другая атмосфера, часто проекты интереснее, да и хочется быть частью комьюнити. В команде ты быстрее развиваешься как специалист. На фрилансе бывает сложнее что-то подтянуть по навыкам и знаниям, чем когда у тебя под боком есть и другие дизайнеры.

Оглядываясь на прошлый опыт работы на фрилансе, как считаете, в чем состоят его преимущества?

Явное преимущество в том, что ты свободно выбираешь и распределяешь свой график, не зависишь от внешних обстоятельств. Не нужно участвовать в утренних и вечерних созвонах, а свой денежный поток ты также выстраиваешь сам. Фриланс удобен тем, что ты можешь выбирать, с чем хочешь работать, а с чем не хочешь. В найме все обстоит иначе: ты работаешь с тем, что тебе дают, даже если этот проект тебе не нравится.

Кроме того, в найме часто ищут двух специалистов по цене одного. Меня это долгое время пугало. Я искала работу как графический дизайнер, но от меня требовали навыки UI/UX и прямо говорили: «Если вы хотите к нам попасть, вам необходимо подтянуть навыки UI/UX, чтобы верстать интерфейсы». Поэтому долгое время я работала преимущественно на фрилансе.
(Фото 2)

(Ссылка на кейс проекта CryptoCaps c хакатона 2023г. от SkillFactory в портфолио Екатерины Соболевой)

Скажите, с каким типом клиентом вы предпочитаете работать, а с каким бы не согласились вести проект дальше?

Раз затронута тема нехороших заказчиков, то лично мне тяжелее всего с таким типом: «Ваш черный недостаточно черный», «А можно еще зеленый поярче? А еще поярче?» — когда уже некуда ярче, и это самый максимум. Трудно, когда заказчик очень придирчивый: «Давайте еще правее. И еще. И еще чуть-чуть». Это, в основном, выдает человека, который не профессионален в этой сфере, но хочет внести свой вклад, не зная, как сделать это правильно.

Есть заказчики 50/50. Они вроде хорошие, изначально со всем соглашаются, им нравится результат, и они с ним согласны, но потом возвращаются и хотят что-то изменить. Я всегда не против, да и это довольно редкий тип. Но обычно это та категория, которая не дает правки сразу и полностью соглашается, а только спустя некоторое время возвращается с желанием изменений.

А классный заказчик — это тот, кто приходит и честно говорит, что в этом ничего не понимает. Вы начинаете обсуждать, рассматриваете желания заказчика, ищете референсы и оттуда отталкиваетесь, в каком направлении будете двигаться. Я обычно предлагаю на выбор две концепции, чтобы человек мог решить, что для него ближе. Чаще всего такие люди сразу довольны результатом. Правок может быть минимальное количество или их совсем нет. Это самый идеальный тип клиентов.

Есть еще клиенты, работа с которыми идет через посредников, и обычно из-за этого проекты затягиваются на долгое время. Когда информация передается из уст в уста, она немного искажается, и становится тяжелее уловить мысль.

Как вы обычно ищите своих клиентов?

Лучше всего работает сарафанное радио. Биржи - это здорово, но эти площадки нужно изучать, потому что везде разный клиент. Нужно мониторить и смотреть, где заказов больше, где качественнее. По-началу я работала преимущественно через сарафанное радио, позже стали подтягиваться клиенты с бирж. Сейчас же у меня есть 6-7 постоянных клиентов, которые пришли ко мне именно через сарафанное радио.

То есть, под каждую платформу вы создаете соответствующую анкету-резюме?

Верно, каждая биржа хороша по-своему. К примеру, клиенты Авито, в основе своей, ищут что-то быстрое и чуть дешевле, чем везде. На Профи.ру тебя выбирают целенаправленно, как специалиста. Туда можно уже идти с чем-то более интересным: с полиграфией, с упаковкой. Кворк уже профессиональная отдельная фриланс биржа, либо сам откликаешься на заявки, либо тебя выбирают. И как раз поэтому иногда требуется оформлять профиль иначе, в зависимости от потребностей площадки.

Как вы видите будущее графического дизайна в период быстрого развития технологий и нейросетей?

Я считаю, что нейросети - это очень крутая вещь. Они очень помогают любому дизайнеру и позволяют расширить свою спецификацию. К примеру, я полный ноль в создании видео, но теперь есть очень много нейросетей, которые позволяют с помощью промта и картинок создать очень реалистичное и качественное видео под нужды. Если ты не умеешь рисовать, то можешь сходить и сделать иллюстрацию. Я считаю, что это здорово, позволяет расширить свой дизайн, может сподвигнуть освоить новую профессию, но все же очень многое зависит от эмпатий в дизайне. Понять клиента - что он чувствует, как должен восприниматься продукт - это все же все на уровне психологии и эмпатии, а это искусственному интеллекту не дано, поэтому, думаю, никогда он нас не заменит, а только поможет развиваться и расти.

А как вы оцениваете влияние социальных сетей на графического дизайнера? Нужны ли вообще социальные сети дизайнеру в наши дни?

Сейчас дизайнеров очень много, и люди стали выбирать различные социальные сети, где им нравится проводить время. Соответственно, там тоже можно искать клиентов и вести профессиональный профиль. Можно наблюдать за другими студиями и дизайнерами, таким образом развивая свою насмотренность.

Я лично предпочитаю вести что-то профессиональное в соцсетях в одном месте, вкладываясь в него и поднимая охват, чтобы как можно больше людей могли заметить меня. Честно говоря, мне сложно вести сразу несколько соцсетей. У каждой платформы есть свои требования к картинкам и тексту, и это может быть не очень удобно.

Поэтому стоит вести хотя бы один профиль, чтобы люди могли увидеть не только то, что ты делаешь, но и как ты мыслишь. Важно показать, что ты можешь выдать не только красивую картинку, но и объяснить, почему ты так сделал. Это помогает расположить к себе клиента и рассказать, кто ты как человек, чтобы пробудить мысли: «Да, он интересный, с ним бы я поработал».

Как я заметила, сейчас очень многие избегают личного общения и контактов.

“Сейчас скорее все предпочитают тихое наблюдение, тихую охоту”

Они наедине с собой все посмотрят, всего тебя изучат и если ты понравился, тебе напишут.

Было ли для вас сложно найти первого своего клиента? Правда ли, что многие дизайнеры на фрилансе тратят на это очень много сил и времени?

Это не было сложно. Когда я училась на курсах, нам рассказали одну истину: говорите всем, что вы теперь графический дизайнер и можете делать вот такие вот штуки. Мне, конечно, было немного страшно, синдром самозванца никуда не деть, особенно на старте, но преодолевать это нужно, чтобы расти. Я всем своим друзьям говорила: “Я теперь графический дизайнер, могу делать это и вот это”. И в итоге моим первым заказчиком была моя лучшая подруга. Она очень любит устраивать тематические вечеринки и ей были нужны приглашения, различные листовки, какие-то фишки, скретч-карты. Это и дизайнила. Следующим заказчиком был мой отец, я создавала карточки для маркетплейсов, а он уже рекомендовал меня своим знакомым. Подруги стали советовать меня своим знакомым. Так и началось. Просто не нужно бояться. Одно время я была наставников в школе дизайна и многие студенты, конечно, боятся, что их в этой профессии не примут, потому что дизайнеров сейчас очень много и нужно выделяться. Всегда нужно пробовать, даже если страшно, всегда есть что-то, что зацепит именно в тебе.

Расскажите немного про свой опыт, как наставника.

Я тогда уже была на фрилансе около года, когда получила письмо с возможностью попробовать себя в роли наставника. Это была бесплатная работа, просто на инициативе. Мне было интересно попробовать себя в этой роли, тем более что я училась, когда моей дочери не было еще и полугода. Я знаю, как это тяжело — выгорание, когда хочется все бросить. Нужно найти в себе силы побороть это и продолжить.

Я была наставником 2 месяца — это был интересный опыт. У нас был поток из 3500 студентов и 5 наставников графических дизайнеров. Кроме нас были и другие дизайнеры, например, UI/UX и моушн-дизайнеры. Мы делились на потоки, собрались в Telegram, составили контент-план, изучили проблемы студентов и поделили рубрики, чтобы не повторяться. Каждый из нас давал студентам что-то свое: кто-то придумывал темы, кто-то вдохновлял, кто-то разбирал работы.

Мы создали еженедельные встречи, на которых студенты могли накидывать работы, если хотели получить дополнительный фидбек. Бывает так, что фидбека не хватает или хочется услышать мнение со стороны, чтобы подтянуть свои слабые места. Мы разбирали различные психологические аспекты, работу с цветом, светом, полем зрения и сеткой.

Часто в личные сообщения приходили студенты с вопросами: “Я не успеваю, ничего не получается, я выгораю, хочу уйти, хочу перевестись”. Мне не было интереса удерживать их, чтобы они продолжали платить, если я видела, что они на грани. Я предлагала оптимальный вариант — взять паузу. Когда человек совсем не может — зачем себя мучить? Тем более, когда есть возможность взять паузу, подумать, оценить свои возможности и решить, нужно ли это ему.

Когда мы приходим на курс, мы еще не знаем, подходит ли это нам. По крайней мере, у меня это было именно так. В процессе мы понимаем, нужно ли это в итоге. Это был интересный опыт, было приятно пообщаться со студентами, и я завела новые знакомства среди других наставников. Некоторые даже попали вместе со мной в проект “Амбассадоры Skillfactory”.

Какие ошибки чаще всего допускают студенты? Можете рассказать о самых распространенных? Может у вас есть советы, как с ними справиться?
“Самая большая ошибка - это страх”

Когда ты учишься - это нормально, допускать ошибки. Тебя не будут за это порицать, ты для этого и пришел - понять и научиться. Очень многие, отправляя свою работу на проверку, понимают, что в ней есть ошибка, но боятся ее признать, сказать о том, что они недопоняли материал или задание. Когда начинаешь разбирать, все всегда становится на свои места. В основе своей проблема у многих новичков с модульностью и сетками. Это большая проблема сейчас. Многие начинающие дизайнеры не используют сетку, работая без нее, хотя когда ты строишь свой дизайн на основе красивой сетки, он чаще всего выглядит визуально приятнее и четче. Чтобы избежать ошибок, когда вы учитесь, не нужно бояться допускать эти же самые ошибки. Это нормально. Не нужно бояться спрашивать, уточнять, вы не покажитесь глупыми

“Ведь вы уже большие молодцы, герои, только от того, что вы начали меняться, пошли учиться. Даже это уже само по себе здорово.”

Пробуйте, учитесь, не забивайте на себя, на работу, и все обязательно получится. Не стесняйтесь задавать вопросы. Бывало так, что я видела, что студенту страшно спросить и тогда я делала это сама, чтобы немного успокоить его.

Какие для вас важны критерии при выборе места работы в найме?

Правильные и понятные условия. Прозрачность вакансий часто говорит о качестве работодателя. Если этого нет, сразу появляется впечатление, что тебя в чем-то обманывают. Важно, чтобы работодатель не скрывал реальных условий. Появляется ощущение, что тебе что-то недосказали в самой вакансии, а когда ты приходишь на собеседование и начинаешь общаться с HR, оказывается, что нет необходимых условий: первого. второго, третьего, да и вообще вам придется перерабатывать на постоянной основе, коллектив маленький, могут быть задержки по зарплате. Конечно, лучше от такого сразу уходить. Стоит обращать внимание на отзывы о работодателе, сейчас 21-й век, мы настолько прозрачны все в том, что делаем. И сейчас про любого работодателя, студии, можно найти отзывы в сети. Можно все промониторить и понять, подходит тебе этот работодатель или нет. Для меня еще важны в работе “плюшки”, одним из главных критериев является ДМС, я была бы не готова от него отказываться.

Как вы считаете, перенасыщен ли сейчас рынок специалистов и трудно ли найти работу в найме?

На самом деле рынок перенасыщен джунами. Сейчас очень много начинающих специалистов, которые хотят работать, но их уровень может не дотягивать даже до минимальных требований, а хотят они очень много. Среди огромного количества откликов на вакансии сложно найти стоящего специалиста. Я общалась с девушкой HR-специалистом и она рассказала, что они по полгода не могут найти подходящего кандидата, в день получают 4-6 откликов, но большинство не проходит даже этап резюме. До этапа собеседования проходят 1-2 человека в неделю максимум, и то, часто бывает так, что резюме у них классное, но по общению многие еще “зелененькие” или не понимают, для чего они пришли. Просто откликнулись, потому что где-то им сказали, что нужно откликаться на все. Только так не работает, нужно откликаться там, где ты понимаешь, что твой опыт подходит, что придется делать и не просто приходить на собеседование, а хотя бы изучить компанию, куда ты идешь.

Какие источники вы используете для своего вдохновения?

Я люблю просто листать картинки. Еще мне очень нравится искать вдохновение в обложках журналов. Есть старые журналы, которые очень красивые. Они такие футуристичные, где-то элегантные, с интересной сеткой.

“Иногда крутое решение можно найти там, где ты его не ждешь”

И уже пару раз было так, что в своих проектах я использовала приемы из старых книг. Была свадьба в эльфийском стиле, для которой я оформляла полиграфию: интересные сказочные шрифты, поля декоративные. Вдохновение можно искать и на более профессиональных дизайнерских источниках, но порой бывает так, что глядя на чужую работу, мы начинаем копировать, даже не задумываясь об этом. Мы не думаем, а просто переиспользуем. Можно еще использовать нейросети, которые помогут оформить мысль в картинку. Вдохновение можно найти во всем. 

Валерия ФЕДОРОВА

Фото из личного архива Соболевой Екатерины