«Самое сложное — уметь аргументировать перед режиссером свое видение»: костюмы, вдохновение и творческий путь студентки ВГИКа
Лиза Ткаченко, 20-летняя студентка ВГИКа, уже успела заявить о себе как талантливый художник по костюмам. Ее работы можно увидеть в сериале «Балабол» на РЕН-ТВ, а недавно она взяла коммерческий проект на фестивале в Сочи. В интервью «Казанской Стужурке» Лиза рассказала о своем творческом пути, источниках вдохновения и особенностях работы над костюмами.
— Лиза, расскажи, как ты пришла к профессии художника по костюмам и как развиваешься в этом направлении?
— Лет с 16 я начала увлекаться данной профессией и все больше погружалась в мысль, что хочу развивать себя в этой стезе. В дальнейшем мне очень нравились костюмы популярного артиста Дэвида Боуи, нравилась его музыка, и я даже больше видела себя как режиссера. Но уже потом поняла, что больше меня привлекает работа с костюмами.
— Какие творческие решения или находки тебе больше всего запомнились в твоей работе? Что вдохновляло тебя?
— Обычно я вдохновляюсь уже отснятыми фильмами, мне очень нравится период 60–80-х, а также музыкой того времени. Когда я беру проект, тема которого мне нравится, я начинаю изучать материалы по теме. Например, у нас был проект «Волчье лыко», там была история про панка, который узнает, что он приемный, и начинает искать своего отца. Для меня было интересно познать для себя новую индустрию — панк-культуру.
— Как происходит ваше общение с режиссером и актерами при подборе образов? Часто ли твое видение картины идет вразрез с их представлением?
— Очень важно найти общий язык, особенно с режиссером и художником-постановщиком. Нужно больше общаться, чтобы понимать, подходите ли вы друг другу для дальнейшей работы. Но чаще на это не хватает времени, и в каждой новой работе это как новое русло реки — ты никогда не знаешь, как ваша совместная работа будет проходить. Нужно стараться приходить к компромиссам и в первую очередь прислушиваться к режиссеру.
— Как ты адаптируешь современные тенденции в моде и дизайне к требованиям съемочного процесса?
— Я не люблю ориентироваться на моду, мне нравится больше полагаться на вдохновение, которое я черпаю из кино, музыки, фильмов или других направлений. Больше стоит ориентироваться на формат сериала — если он молодежный и современный, то мода, безусловно, важна. Но в целом нужно руководствоваться своей интуицией и видением, чем ссылаться на моду. Кино само задает какие-то тенденции и стиль.
— Расскажи о своем творческом процессе. Как ты находишь вдохновение и идеи для новых костюмных решений?
— Я думаю о том, как вел бы себя персонаж, прошу режиссера плейлист, который он бы слышал, места, где ходил. Смотрю фильмы с референсными для конкретного героя персонажами, похожие фильмы и адаптируюсь к нынешней работе.
— С какими трудностями ты сталкиваешься в рабочем процессе? Что для тебя является важным в работе?
— Очень важно выстроить личные границы и хорошие отношения со всей съемочной площадкой, потому что это ключевое в работе. Самое сложное — уметь аргументировать перед режиссером свое видение, приходить к компромиссу, но не подавлять свое мнение.
— Какой проект для тебя был самым интересным и почему?
— Это проект «Волчье лыко». Мы ездили в Тверскую область на месяц, жили в поселке под Тверью всем съемочным составом — это 15 человек в большом доме. Для меня это был интересный опыт коммуникации с большим количеством людей. Я составляла два образа подростков — парня и девушки. У парня был образ панка, инфантильного, но в конце он понимает, что его пафос ни к чему, и его образ трансформируется. Также образ девушки, которая в процессе фильма раскрепощается и из тихой становится уверенной в себе. Это проявляется и в цветах, и в их стиле.
— Есть ли у тебя кумиры в твоей профессии?
— Мне очень нравится Ли Баури, это перформер из 80-х. У него очень вызывающие костюмы для того времени, он много экспериментировал с формами и своим телом, трансформируя его по-разному. Это культовая личность, и важно увидеть его работы, чтобы понять, чем он вдохновляет.
— Какие основные этапы работы художника по костюмам ты можешь выделить? Какие навыки и знания необходимы для успешной реализации творческих идей?
— Важно хотя бы базово понимать, как шить вещи, разбираться в тканях и фасонах исторических. Смотреть больше фильмов, кино, так как много различных образов.
— Лиза, что бы ты посоветовала начинающим художникам по костюмам, которые хотят построить свою карьеру? Какие советы ты можешь дать?
— Нужно понимать, что это очень непросто, по-настоящему гореть своим делом, как и в любой профессии. Нужно очень любить кино и находить свое вдохновение не только в нем и костюмах, а черпать вдохновение и в других сферах. Ограничивать себя только костюмом — это неправильно, ведь там много интересного, что мы можем перенять.
— Спасибо, Лиза, за интересное интервью! Желаю тебе дальнейших творческих успехов и сохранения твоего горения к работе.
— Спасибо большое, я очень ценю ваши пожелания! Буду и дальше развиваться в этом направлении и открывать для себя новые грани творчества.
Вероника ГАЛЬЯНОВА
Фото из личного архива Лизы Ткаченко