«Авторское кино — это воспитание человека»: Алиса Чепурная о современной киноиндустрии, антиутопии и личной концепции
«На афиши в кинотеатрах без слёз не взглянешь», — так отзывается о российском кинематографе Алиса, студентка КФУ и будущий режиссер. И неудивительно: изо дня в день на экраны выходят низкопробные картины вроде скандально известного «Каха. Новый» или «Самый лучший день», половина сцен которого снята на мобильный телефон. Каха и Жора Крыжовников считают, что они достойны собирать кассы, но наша гостья имеет на это своё мнение. Ей 18, и она мечтает снимать авторское кино с самого детства. Мы поговорили с Алисой о выбранной ею профессии, современном кино и её мечтах, связанных с ним.
— Какие факторы из детства сформировали твою мечту снимать кино?
— Я помню, в моем детстве у родителей была большая коробка DVD-дисков, которые они смотрели по одному разу, но тратили на это кучу денег. Мне было жалко эти диски, поэтому я крутила их каждый по кругу. Мне кажется, с детства у меня началась эта насмотренность: в каждом из фильмов я выделяла что-то особенное и то, с чем я себя ассоциирую. Также, мне стыдно признаваться, но в девять лет я просмотрела экранизацию романа Яна Мартова «Жизнь Пи», и мне так понравилось, что я поняла, что хочу создать что-то подобное, чтобы люди смотрели с открытым ртом и удивлялись моему профессионализму и тому, как я могу показать свой мир через экран, как художник в некоем роде.
— Какие режиссеры и кинокартины тебя вдохновляют сейчас?
— Мой любимый Ингмар Бергман — «Седьмая печать», «Персона» и еще очень много разных картин. Черно-белое кино — неотъемлемая классика кинематографа. Кира Муратова — «Астенический синдром». «Зеркало», «Солярис» Тарковского мне нравятся. Из современных русских мне нравится Кирилл Серебренников, его фильм «Ученик», у Твардовского мне нравится «Класс коррекции».
— Я так понимаю, твоя страсть — авторское кино? Как, на твой взгляд, связаны авторское кино и реальность?
— Реальность — это чернуха, если по-киношному сказать, а авторское кино — ее отображение. Авторское кино о преодолении трудностей и смирении, ты смиряешься и пытаешься себя перенаправить. Ты можешь посмотреть на реальность под углом режиссера, в массовом ты такого, конечно, не получишь.
— Ты считаешь, что авторское кино — лучше массового?
— Это неоднозначный вопрос. Нельзя говорить, что лучше, что хуже. Просто каждый выбирает для себя: либо он хочет потреблять и быть обывателем, ничего из себя не представлять, либо он хочет быть более интеллигентным. Авторское кино — это воспитание человека, а массовое — пища, которую человеку дает киноиндустрия, в нем ничего нет, помимо банальных тем семьи, любви, домашних животных. Авторское кино — это идея, концепция автора, его глаза. Ты окунаешься в его мир как в мир художника.
— Как думаешь, почему массовое кино и не самые лучшие его представители вроде Жоры Крыжовникова и Сарика Андреасяна собирают кассы?
— Это так банально, но над этим не надо думать, это смешно, это весело, и мозг в этот момент отдыхает и не думает, поэтому и собирают кассы. Потому что это просто, а сложности люди получают и в жизни: на работе, на учебе.
— О чем в будущем ты будешь снимать кино? Какова твоя концепция?
— Я бы снимала что-то очень черное и мрачное, показывала бы в кино свою темную сторону. Я хочу показать современный мир моими глазами: любовь, людей, всякие мелочи, музыку, и все это так, как это крутится в моей голове. Еще мечтаю снимать экранизации — сто процентов «Героя нашего времени», Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», по вселенным антиутопий я бы сняла всё.
— Ты упомянула Хаксли и его антиутопию «О дивный новый мир». Тебе нравится эта концепция?
— Мне очень нравится слог Олдоса Хаксли. Мне кажется, что он самый лучший антиутопист 20-го века. У него своеобразный концепт отказа от человеческих ценностей, и если у Джорджа Оруэлла в «1984» общество подавлялось страхом, то у Хаксли общество контролируется эйфорией. И мне нравится то, что Хаксли показывает мир потребления, в котором люди каждый день умирают. Две крайности: крайность дикарей, и крайность
этого высшего общества, деление на касты… Это, конечно, абсолютно точно экранизация нынешнего времени. Мне нравятся антиутопии за их пророчество, за этим очень интересно наблюдать.
— В будущем ты ставишь целью заработать на своем деле, или же главное — идея?
— На этот вопрос невозможно ответить честно. Всем хочется опоры, какого-то чувства земли под ногами, а не ямы бесконечной. Конечно, я хочу идею воплотить больше, чем получить деньги, но все это вопрос случая и все зависит только от меня. Но в нынешнее время идею воплотить тяжело, потому что есть различные ограничения, стандартизация, люди лишаются возможности делать то, что им нравится.
Елизавета КОПЫЛОВА
Фото из личного архива Алисы Чепурной