1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

«Творчество и стратегия — это золотая середина»: из чего состоит работа современного маркетолога

Дата: . Опубликовано в Люди

smm 1

Фриланс давно стал работой мечты, но чаще всего молодые люди имеют ложные представления о том, как устроена работа «в телефоне». Идеальная картинка в Инстаграме (прим.: запрещен в России) диктует нам, что SMM-специалист и маркетолог почти самые доступные профессии медиапространства. Мы решили поговорить с действующим маркетологом Марией Рукавициной, чтобы узнать, как на самом деле устроена работа в информационном поле и можно ли ее список задач выполнить, не спеша попивая чашку кофе.

Мария, твой путь начался с SMM, на сегодняшний день SMM-специалистом себя считает почти каждый второй, как ты к этому относишься?

— Я начала свой путь с тех времен, когда эта интернет-профессия только начала набирать популярность и актуальность. С каждым месяцем и годом появлялось все больше и больше обучений, как хороших, так и бессмысленных. У меня возникает внутреннее противоречие, когда потенциальный «сммщик» говорит о том, что его услуги стоят выше среднего чека, а практический вклад остаётся на уровне новичков. Поэтому! Я уважаю своих коллег по цеху, но только в том случае, если их услуги рационально соответствуют цене. Если человек действительно умеет работать с контентом и имеет большой уровень насмотренности.

— Насколько тяжело найти качественный проект в этом изобилии специалистов и убедить работодателя в своей компетентности?  

— Честно, достаточно тяжело. У многих работодателей размылены представления о функциональных задачах SMM-специалиста. Также не все работодатели имеют понимание, как строится рабочий процесс, и, элементарно, могут противодействовать развитию, сами того не замечая. Сложно доказать, что ты квалифицирован и что ты действительно можешь принести результат, по тем причинам, что много специалистов не оказывают услуги в полной мере, не тестируют другие гипотезы. Условно, идут только в одном направлении, редко внедряют креатив и недостаточно уделяют внимание съёмкам. Поэтому результат либо не соответствует ожиданиям, либо его в целом нет. Но за проделанную работу деньги берут. Соответственно, у работодателей возникает ощущение, что ВСЕ «сммщики» такие. 

Не все работодатели готовы распределять бюджет на закупку рекламы, организацию съёмок. Когда работаешь в ограниченности ресурсов — не всегда получается достигнуть желаемого.

— В чем на твой взгляд отличие SMM-специалиста от маркетолога?

— Маркетинг, на мой взгляд, шире, чем SMM. SMM — это про социальные сети и их механизмы. А маркетинг охватывает не только социальные сети, но и, например, другие интернет-ресурсы. Такие как рассылки, рекламу в «Яндексе», «Авито», коллаборации с брендами. Маркетинг шире. А SMM — его небольшая составляющая.

— Какой твой самый успешный проект, который принёс тебе значительный доход?

— Таким проектом для меня является сотрудничество с международной юридической компанией BACKGROUND. Компания предоставляет узко направленные юридические услуги в основном для юридических лиц.

smm 2

— Работа с юридической компанией требует знаний в этой сфере? Расскажи подробнее, с каким сложностями ты столкнулась?

— По началу было очень трудно. Когда я только начала работать, то постоянно допускала юридические ошибки. Безусловно, это сказывалось на качестве работы. Пришлось навёрстывать: читала нужные ФЗ, статьи, узнавала мнения других юристов и экспертов. И буквально спустя пару месяцев влилась. Ошибки допускала в тех самых нюансах, о которых мало что сказано в интернете. Было сложно говорить о банкротстве, так как каждая ситуация по банкротству индивидуальна. Также было трудно раскрывать компетенции и опыт компании в сфере оказания услуг по ликвидации компании, так как данные о ликвидации со стороны BACKGROUND конфиденциальны. На руку сыграл тот факт, что направление в моём университете (ГМУ) тесно связано с ФЗ, коммерческими и гос. организациями, поэтому в какой-то степени и это помогло. 

smm 3

— Известно также, что ты работала с нашими эстрадными артистами. Каковы были основные задачи при работе с российскими звездами?

— Да. Было. Работала в лейбле HEADLINER. Задач у меня было немало. Основные: 

— ведение сообществ таких артистов, как The Limba, Say Mo, ZADONSKAYA, Ty Gjj & Yami и многих других начиняющих артистов;

— выкладка и контроль всех релизов по России и Узбекистану. То есть, все обложки, мультиссылки, промовидео хранились у меня;

— помощь в организации концертов в Ереване и реклама их: Нурлан Сабуров, INSTASAMKA, Любовь Успенская, JANAGA & Tenca, Jah Khalib.

В основном, нужно было контролировать регулярность контента, дедлайны для релизов.

smm 4

Результат работы Марии в ВК-клипах для Ольги Задонской

— Используешь ли ты ИИ в своей работе? 

— Да, и я это не скрываю. У меня сейчас в арсенале один проект, который существует только на нейросетях. Из действий человека — только кнопка «опубликовать». В чем суть: я нахожу видео конкурента, транскрибирую текст, меняю его содержание с помощью ChatGPT, озвучиваю получившийся текст с помощью ElevenLabs, затем этот звук подгоняю под аватара с помощью HeyGen. И получается готовое полноценное видео, где ИИ-аватар похож на человека на 99.9% вплоть до мимики и жестов. Затем получившееся видео монтируется с помощью Captions. А автоворонка для продаж создаётся через ChatPlace. Получается, моя задача — контролировать насколько качественно «нейронка» сгенерировала и нажимать на кнопки «опубликовать», «сгенерировать» плюс прописывать промт. Такой формат работы с контентом занимает в разы меньше времени. На создание одного ролика уходит 15 минут. Благодаря этому контент регулярный, разноплановый. За три месяца с нуля эксперт набрал более 7 тысяч подписчиков в инсте. 

— Мария, помимо работы ты еще студент военной академии. Тяжело совмещать настолько разные сферы или есть между ними какая-то связь? 

— Буду говорить откровенно — очень тяжело. Ни для кого не секрет, что военные люди немного по-другому смотрят на мир. Для них нет понимания «работа». В моём случае я постоянно, находясь на парах, остаюсь без связи, так как у нас есть глушилки, также военные преподаватели могут забрать телефоны. Да и буквально недавно вышел приказ о запрете айфонов, поэтому постоянно находиться с гаджетом в руках тоже своего рода риск. Приходится работать либо до пар, либо после пар уже вечером. Иногда получается в академии, но это из разряда чудес. 

Я могу сказать, что связь есть, но очень тонкая. Это нормативно-правовая база. Благодаря тому, что мы каждый день разбираем подробно каждый закон, я многое нового узнала и применила в работе. 

— Ты больше про творчество или структурную аналитику/стратегию?

— Для меня этот вопрос сложный. Я думаю, что в моем случае это зависит от клиента. То есть, иногда меня просят быть более творческой, генерировать новые идеи, реализовывать их, и это мне нравится. Но порой для того, чтобы эти идеи приносили результат, нужна определенная стратегия. Поэтому, как бы ты ни было, творчество и стратегия — это своего рода золотая середина. Но я все же считаю, что мне комфортнее работать в более творческой обстановке, когда у меня есть полный карт-бланш, нет ограничений по каким-то критериям и есть полноценная коммуникация с самим клиентом. Творчество вдохновляет.

Марина БАХМАТ

Фото из архива Марии Рукавициной