«В тот момент я чуть не заплакала»: грань между продуктивностью и отдыхом
Любая работа требует концентрации внимания, времени и сил. Но в современном мире самооценка часто связана с понятиями о продуктивности и успехе. Умение ценить свой труд и расслабиться без угрызений совести в какой-то мере позволяет избежать дня сурка и не забыть о том, с каких достижений начинался путь. Подробнее об этих проблемах мы решили поговорить с Алиной Насибуллиной, студенткой КФУ и частным репетитором по математике.
— Почему на месте «экспертов» по ЕГЭ зачастую сидят те, кто не может сдать экзамен по своему же предмету?
— Не последнюю роль в этой проблеме играет нехватка кадров. Преподаватели зачастую уходят в репетиторство из-за сильной загруженности в школе, низкой зарплаты. Поэтому экспертами становятся люди, имеющие за плечами стаж, но которые, как правило, не понимают тенденций в сфере образования.
— С какими трудностями может столкнуться репетитор?
— Будучи школьницей я не знала наверняка, стану ли репетитором. Но уже тогда мне нравилось писать конспекты и придумывать задания. В первое время были трудности с поиском учеников. У меня не было ни опыта, ни умения презентовать себя перед их родителями. Но я должна была убедить их в том, что я не менее компетентна, чем учитель с 30-летним стажем.
Были ученики, которые занимались своими делами во время занятий, прогуливали или отменяли его в последний момент. В первое время такое поведение сильно напрягало, ведь все это сказывалось на моем заработке. Сейчас за отмену занятия без уважительной причины я беру полную стоимость.
— Почему отдала предпочтение частному репетиторству?
— В онлайн-школе «Умскул» мне не нравилось отсутствие грамотного соотношения дохода и количества нагрузки. Там я была просто куратором: проверяла домашние задания и консультировала ребят. Но потом поняла, что мой труд не ценят в той мере, в которой я заслуживала.
— В какую сумму оцениваешь свой труд?
— Раньше моя ставка варьировалась в районе 700–800 рублей и зависела от цели ученика. При том, что я занималась с ребятами из крупных городов и тратила на подготовку к одному часу занятия почти три: искала интересные задания, подбирала формат. Когда я поняла это, мне стало очень обидно. В тот момент я чуть не заплакала.
Сначала было страшно, что, если поднимется ставка, от меня уйдут ученики. Но это мой доход, и на каждого репетитора всегда найдется свой ученик. Тем более спрос на репетитора по математике будет всегда: предмет сдают все, но знают его зачастую не все. Осенью я все-таки удвоила свою ставку, потому что я действительно вкладываю в это свои силы и время: живу жизнью учеников, переживаю за их результаты. И эта самоотдача не должна быть обесценена.
— Сколько у тебя сейчас учеников?
— В данный момент у меня 11 учеников. С кем-то занимаюсь один раз в неделю, с кем-то — три. Общая загруженность порядка 32 часов в неделю. Мне этого вполне хватает, учитывая, что я обучаюсь одновременно в двух вузах.
Из интересного: в начале января ко мне обратилась родительница с просьбой подготовить ее сына к вступительным в столичную гимназию. Я провела с ним пробное занятие, узнала его пробелы и поняла, какой объем работы нам предстоит выполнить до апреля. Поступление будет для него крутым шагом в жизни: гимназия очень сильная, а задания чем-то напоминают варианты ЕГЭ. Но для мальчика 12 лет нужно как-то разжевывать такую информацию. И 6000 — это мой труд.
— Доводилось ли сталкиваться с чувством зависти по отношению к себе со стороны знакомых или близких людей?
— Думаю, зависть среди моего окружения присутствует до сих пор. Но, понятное дело, не все мне об этом говорят. В том же Telegram-канале я говорила о своей ставке. По-любому нашлись те, кто осуждал, ведь я 19-летняя студентка, у которой еще нет диплома преподавателя.
— Когда-то ты по ошибке перевела мошенникам 15 тысяч рублей. Считаешь ли, что спустя столько времени эта потеря окупилась?
— Мне не было обидно, когда я потеряла деньги. Они заработаны моим интеллектом. И я понимала, что заработаю их еще. Безумно рада, что друзья отнеслись к этому с юмором. Я извлекла из этого урок и больше денег не переводила.
— Однажды ты послушала медитацию на деньги и твой вуз перевел тебе 4000 рублей за билет в Москву. Веришь ли в аффирмации?
— Аффирмации помогают в жизни, только если в них верить. Но никто не отрицает, что это могут быть банальные совпадения.
— Что думаешь о культе продуктивности?
— Часто я бываю непродуктивна. У меня стабильно два выходных в неделю. Это время я посвящаю сну и вкусной еде. Но за это никак себя не виню. К культу продуктивности отношусь скептично, ведь у каждого свой ритм. Мне самой проще работать во второй половине дня.
— Как планировать день, чтобы отдыхать без чувства вины?
— Бывало так, что я сбивала свой режим и выпадала из реальности, спала по 14 часов в сутки и чувствовала апатию. Раньше даже в свой выходной я всегда находила время для работы. Но сейчас все иначе. Выходные помогают мне разгрузиться, понять, что у меня есть интересы, помимо учебы и работы. Я всегда просыпаюсь рано, и, наверное, это также помогает мне выполнять все запланированные дела.
Эвелина КАЗАКОВА
Фото из личного архива Алины Насибуллиной