1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Путь к себе

Дата: . Опубликовано в Люди

eWjR0NWkgjg

Сабурова Лариса Николаевна — бывший редактор, журналист, диктор, корректор и просто ученица, сочинения которой нравились учительнице русского и литературы. Редактор, подаривший свободу и независимость газете «Новая жизнь». Это её история о том, как важно вовремя в жизни сделать свой выбор, «что душе угодно», и не упустить случай. 

— Ты помнишь свой первый день в школе, расскажи о том, какое впечатление сложилось у тебя о ней…

— 1 сентября у меня день рождения и 1 сентября я иду в первый класс. День солнечный. В школе много незнакомых ребят, празднично одетых, с ранцами и портфелями, с яркими букетами осенних цветов. После торжественной линейки нас провели в свой класс. Первая учительница произвела на меня хорошее впечатление: черноволосая, в красивом шелковом платье, добрая и строгая... Так начались мои школьные годы. Первые буквы, первые цифры, уроки чистописания с каракулями и кляксами. Книжки с яркими картинками — пока темный лес. Но хотелось поскорее окунуться в этот волшебный мир сказок и приключений. И в один прекрасный день я поняла, что я могу складывать буквы в слоги и слова, а слова — в предложения. Наконец я могу погрузиться в мир книг. Это было открытие. А книги стали бесценным кладезем познания на протяжении всей жизни.

Кем ты хотела стать в школьные годы? 

— В юном возрасте особо не задумываешься о будущей профессии. Хотя и тогда уже любимыми предметами стали русский и литература, история и география. Мои сочинения часто зачитывали перед всем классом, хвалили. По русскому экзамены за восьмилетнюю школу сдала на пятерку.

В детстве я любила слушать радио, часто играла в диктора, хотелось быть похожей. Может, эта детская забава в дальнейшей взрослой жизни привела к профессии всей моей жизни — журналистике.

OIbUv070Arg

Расскажи о первых шагах в журналистской деятельности.

— В газету меня привел случай. На моей родине — Туринской Слободе — после реорганизации районной газеты «Коммунар» набирали штат сотрудников. Моя мама переговорила с редактором газеты взять меня в качестве корректора на время школьных каникул (после 8 класса). Так я впервые оказалась в журналистском коллективе. Работа корректора оказалась трудной и ответственной. Ошибок было море. Линотипистка типографии умудрялась вместо одной исправленной ошибки добавлять своих две. Бесконечная беготня со второго этажа редакции на первый в типографию продолжалась до глубокой ночи... И вряд ли это могло понравиться девчушке-школьнице...

Вновь в «Коммунар» мне посчастливилось вернуться несколько лет спустя, тоже благодаря случаю. В то время я, семейный человек, работала в торговле после окончания техникума. И эта работа очень меня тяготила. Ловила себя на мысли: не мое это, неинтересно, и дефицитные тряпки, что всегда в руках товароведа, тоже не прельщали. И вот однажды встретился мне на пути заместитель редактора «Коммунара» и неожиданно пригласил на работу в качестве сотрудника одного из отделов. Я очень обрадовалась этому предложению и, не раздумывая, ринулась покорять «новые высоты».

Какая была рабочая атмосфера в газете «Коммунар»?

— Мне нравилась сама обстановка в редакции — творчество, постоянное движение, поиск новых тем, поездки в район, встречи с множеством интересных людей, наконец, выход твоего детища на страницах газеты, которое тут же просматриваешь критическим взглядом. Чувство удовлетворения, к удивлению, наступало не часто. Хотелось большего, оттачивая свое перо, журналистское мастерство. Я думаю, это присуще всем творческим людям, а журналистам, газетчикам особенно.

HwYahsKELDo

Чему ты научилась, работая в первой газете?

— В «Коммунаре» я научилась многому. Пришлось поработать и в отделе писем, и в экономическом, и замещать ответственного секретаря. Оставалась еще одна не опробованная профессия — редактора и диктора радиовещания. Вот она, мечта из детства — диктор.

И что, в итоге, получилось осуществить детскую мечту?

— Да, вскоре мне представилась возможность перейти на должность диктора. Это было здорово! Своя студия записи передач в цехе связи, портативный магнитофон «Репортер», творческие поездки по району, записи живых голосов, звуков. Была и сценаристом, и диктором, и редактором, и монтажером. Весь этот процесс захватывал. Оказывается, вот оно, твое призвание!

Работу на радио продолжила и в Верхотурье, куда мы переехали по семейным обстоятельствам. Здесь, в штате редакции газеты «Новая жизнь», тоже была ставка редактора радиовещания. Мне были созданы все условия для плодотворной творческой работы. Вот где был простор для реализации самых разных проектов и тем.

Что заставило тебя вернуться в газетную деятельность?

— Одновременно с работой на радио я успевала писать в газету. Редактора говорили, что у меня легкий стиль. Давали свои задания и незаметно уговорили перейти в газетное дело. Так я снова оказалась пишущим журналистом, заведующей отделом, ответственным секретарем, была принята в Союз журналистов России.

4cflmwn6d4M

Первые годы работы редактором, какие они были?

— В тяжелые девяностые годы меня назначили редактором районной газеты «Новая жизнь». Газета в то время переживала сильнейший кризис. Безденежье, огромные долги в финансовой сфере, отсутствие бумаги и неплатежеспособность за типографские услуги. Во время подписной кампании мы шли на разные ухищрения, чтобы не потерять наших читателей. Предприятия и совхозы оплачивали подписку на газету кто чем мог: посудой и вениками, мясом и зерном, мебелью и бумагой. Вот такой был товарообмен. Конечно, это никак не соотносится с творческой работой. Но надо было во что бы то ни стало выжить и сохранить газету — одну из старейших на Урале, и газета выстояла.

Как ты думаешь, благодаря чему газета смогла «выжить»?

— Много было бессонных ночей в поисках выхода из критической ситуации, но благодаря друзьям газеты, сплоченности коллектива постепенно газета освободилась от долгов, окрепла и перешла на современную офсетную печать. Тогда появились электронные гаджеты: микрофоны, компьютеры, фотоаппараты, принтеры и т.д. Все это помогло в творческой работе. Выросла популярность издания, повысился авторитет среди изданий Северного управленческого округа. Газета нередко занимала призовые места в творческих конкурсах разного уровня. А однажды даже удостоилась «бронзовой медали» на российском за социально-значимый проект «Ветхое жилье». Была приглашена в Москву на вручение награды.  

Сколько, получается, ты работала в газете «Новая жизнь»?

— Получается, что большая часть жизни посвящена газете «Новая жизнь»: в общей сложности 34 года, из них 14 лет — редактором газеты.

Lf39CzJeVOw

Что самое сложное в этой профессии?

— Профессия журналиста считается опасной для здоровья. По смертности — на втором месте. И не без оснований. Чтобы написать достойный материал, журналист вкладывает в него немало сил, своей души и сердца, пропускает через себя тысячи людских судеб, несет огромную ответственность за каждое написанное им слово. Ведь слово может не только возвысить человека, но и глубоко ранить, нанести непоправимый вред. Более того, редактор несет ответственность не только за себя, но и за весь коллектив и за то, как печатное издание выполняет свое предназначение — информирует население о происходящем вокруг, в стране, области, в твоем городе. Насколько честно и правдиво освещает события, как доверяют газете люди.

Когда ты чувствовала удовлетворение в своей работе?

— Самое большое удовлетворение от работы журналист получает тогда, когда видит, что читатели ждут газету, с удовольствием читают ее и высказывают свои положительные оценки.

Gk8J3Pr nnU

Оглядываясь назад, что ты думаешь об этом пути?

— Сейчас все уже позади. А ведь все получилось так, как было заложено еще в детстве. Судьбу не обмануть. Реализовано все, чего хотелось достичь в жизни.

Что на пенсии делать творческому человеку?

— Оставаться творческим и любознательным. Я по-прежнему люблю много читать, особенно научно-познавательную литературу по истории, астрономии, приключениям. Открылась и новая грань — рисование. Акварель поглощает с головой, забываются годы, болезни, неприятности. Жизнь обретает новый смысл. Написаны десятки картин, которые хочется иногда пересматривать, как в картинной галерее, и подмечать разные нюансы работы. Но и, конечно, продолжаю следить за работой сегодняшних журналистов газеты «Новая жизнь», читая очередной номер, подмечая их удачи, остроту поднятых тем. 

Ксения САБУРОВА

Фото из архива Сабуровой Ларисы Николаевны