История одного журналиста. Без прикрас и идеализации
От маленького сайта о спортивных новостях до казанского корреспондента телеканала Матч ТВ – путь Евневича Евгения Эдуардовича, который к двадцати четырём годам закончил бакалавриат рекламы и пиара и магистратуру телевидения, а стаж его работы более шести лет. Мне повезло пообщаться с Евгением, узнать больше о его творческом пути и современном состоянии журналистики.
Почему именно журналистика? Каким был мотив выбора вашей профессии?
На самом деле история очень простая. Я не буду идеализировать, не буду придумывать, что хотел стать журналистом с самого детства, потому что это не так. Мне было 18 лет, я тогда только поступил в университет и даже не думал о журналистике, а просто искал работу на лето. Я уже хотел идти официантом, где мне обещали неплохую зарплату, когда узнал, что на телеканале ГТРК Татарстан требуются корреспонденты, подумал, почему бы и нет? Писать я умею, говорить тоже, до этого у меня был маленький сайт по спортивным новостям, и решил, что будет несложно, поэтому просто пришёл на телеканал, подошёл к директору, всё закрутилось, и я достаточно быстро попал в штат.
Что для вас значит ваша профессия?
Во-первых, то, что, наверное, все хотят услышать — это для меня возможность самореализации. А во-вторых, надо быть честным на самом деле, это просто заработок денежных средств, такая же специальность, как строитель, ветеринар или врач, который в подсознательной корке головного мозга, разумеется, понимает, что это безумно ему нравится, иначе зачем работать? Но, если честно, я, например, всегда очень хотел работать барменом, до сих пор хочу работать в баре, но прекрасно понимаю, что в данный период жизни мне выгоднее работать там, где я работаю.
Что входит в ваши обязанности?
Я отвечаю за Поволжье и всё, что восточнее Москвы, и фактически у меня есть продюсер, который помогает мне организовывать съёмки. Но иногда она сама не справляется в одиночку, поэтому сейчас у меня очень много работы: и продюсером, и редактором, и монтажёром, так как я сам монтирую все свои сюжеты, и звукорежиссёром, потому что звук я тоже свожу сам. Параллельно я иногда помогаю по некоторым проектам на старой работе, потому что когда я уходил с нее, прекрасно понимал, что лучше всегда поддерживать связь и дружеские отношения, иметь, так сказать, запасной аэродром. Поэтому, когда меня просят, я веду новости на телеканале ГТРК, иногда помогаю писать тексты, озвучиваю сюжеты, делаю сведение, работаю на месте – типичные обязанности журналиста, ведущего и корреспондента.
Чему вам пришлось научиться ради вашей работы?
На самом деле, нормально говорить, потому что я помню первые свои сюжеты, первые озвучки, и сейчас эти все материалы кажутся очень глупыми. Пришлось научиться писать, думать и самое главное — понимать своего собеседника и примерно знать, что он хочет услышать, и что хочешь от него услышать ты. Это на самом деле очень важно, потому что в печати, в интернет-издательствах дела обстоят совершенно по-иному, там всегда можно додумать за своего собеседника, правильно подать его мысль, отредактировав её или добавив примечания, а в телевидение такого нет. Несмотря на то, что всё работает по заранее подготовленному сценарию, твоя задача сделать так, чтобы спикер сказал тот ответ, который устроит тебя. Важно уметь раскрепостить человека, сделать его открытым и более общительным.
Какими принципами вы руководствуетесь во время своей работы?
Для меня главный принцип — это представить себя на месте типичной аудитории, которая будет смотреть данный материал. Я должен понимать её, подстраиваться и делать то, что было бы интересно мне самому, если бы я был по ту сторону экрана.
С какими трудностями, творческими проблемами вы столкнулись в начале своего пути? Как их преодолели?
На самом деле, у молодых журналистов есть одна большая проблема: они все считают, что круты и всё умеют. Вот и я, когда пришёл на телевидение, думал именно так, но на самом деле не умел ничего. Когда ты с этим сталкиваешься, это очень трудно принять, ты сначала не хочешь работать, думаешь, зачем тебе это надо, обижаешься на всех, кто пытается тебя учить. После ты обижаешься на самого себя и осознаёшь свои ошибки. И только когда ты это всё принимаешь, когда начинаешь учиться, тогда появляется результат.
Как работа влияет на личную жизнь? Много ли свободного времени уходит именно на работу?
Всегда по-разному. Первые три года, когда я был ведущим на ГТРК, у меня было свободное время только утром, потому что я вёл вечерние выпуски новостей. Работал я шесть дней в неделю, зачастую семь, потому что в журналистике не может быть нормированного рабочего дня, но я никогда не сидел на работе по восемь часов, как остальные. Просто считаю, что человек на работе должен находиться столько времени, сколько он действительно работает, поэтому ты можешь сидеть целый день и сделать один сюжет, а можешь сидеть час и сделать три хороших, и мне всегда был ближе второй тип.
Потом, когда я ушёл на Матч ТВ, у меня стал довольно свободный график, и иногда бывает такое, что я могу не работать неделю, но потом мне всё это компенсируется тем, что я две недели без выходных. Например, когда я ездил на Паралимпийские игры в Корею, я жил там три недели и очень много работал, поэтому спал буквально по два-три часа. Это я к тому, что сейчас мой график свободный, но если говорить про личную жизнь, про встречу с друзьями, мне очень сложно что-то планировать на неделю вперёд. Журналист никогда не знает, что будет завтра, постоянно приходит очень много новостей, и всё что угодно может случиться, и тебе придётся поменять свои личные планы. Ты к этому привыкаешь, но не привыкают твои близкие и друзья.
Какие черты характеризуют современную журналистику на ваш взгляд?
Сейчас она более свободная в своём языке, и это классно, это правильно. Я за то, чтобы говорить на понятном, а не на высокопарном языке, используя слова «балагур», «дескать», «квинтэссенция» — я терпеть не могу подобные выражения, поэтому я очень рад, что журналистика становится более современной с точки зрения стилистики, становится более свободной, уходит из тех книг, постулатов, тех правил, которые были в 60-е года, нет «заштампованной» речи и приёмов, которые сейчас неинтересны и неактуальны. Появилась стилистика интернета, блогинга, когда можно говорить просто и интересно.
На какого специалиста делают ставки современные СМИ?
Всё на самом деле зависит от самого человека, он должен уметь относиться к себе самокритично, готов быть адекватным и постоянно учиться, чтобы делать что-то стоящее. Это общечеловеческие качества.
Как найти своего читателя, слушателя?
Если честно, я в этом никогда не разбирался. Наверное, чтобы найти свою целевую аудиторию, нужно проводить какие-то социальные опросы и аудиты. Еще есть такая банальная фраза «делай, что тебе нравится» — и на самом деле это полный бред: ты можешь любить то, что никому не будет интересно, поэтому всегда нужно «бить» по тому, что сейчас актуально, быть «на волне», соответствовать тому, что сейчас интересно, быть гибким и уметь подстраиваться под современные тренды. Если ты лавируешь от одного к другому, ты соответствуешь моде, тогда у тебя будет реальная аудитория.
С чем больше отождествляется профессия журналиста, с технологизмом или творчеством?
Как можно быть хорошим журналистом, если ты хорош в творчестве, но отвратен в технологизме, и наоборот? Нужно совмещать и то, и другое, нельзя выделять что-то одно.
Дайте оценку отношения современного общества к СМИ?
Это спорный вопрос. Правильно сказать, что доверие снизилось. В связи с развитием интернета, блогов, появилась возможность говорить каждому, что он захочет, но в этом тоже есть проблема: когда много информации, когда много спикеров, бывает очень много ошибочных новостей, но это беда не только нашего времени, так было всегда: и десять, и двадцать лет назад.
Теряет ли профессия актуальность в связи с развитием того же интернета и блогинга?
Я считаю, что эта профессия не может потерять свою актуальность. Возможно, она теряет первоначальный вид, меняется, но так и должно быть. И журналистика, и телевидение будут актуальны и через десять лет, только будут иметь коллаборации с интернетом, что происходит уже сейчас. Но, кстати, есть интересная вещь: люди, которые приходят с интернета на телевидение, они всегда проваливаются, а телевизионщики, которые приходят в интернет, всегда успешны. Сейчас все основные крупнейшие интернет-проекты основаны именно телевизионщиками, и лично я не знаю ни одного, который бы пришёл из интернета в телевидение и стал бы успешным. Интернет пока слишком расплывчат, а телевиденье более реферированное, более конкретное, профессиональное. Есть такой стереотип, что сейчас телевизор смотрят только возрастное поколение, но это не так, потому что абсолютно все знают, что говорят на телевидение. Поэтому журналист всегда будет жив.
Какие особенности имеет спортивная журналистика?
Есть очень весёлый факт, что спортивная журналистика – это самое лёгкое, что только может быть, и это полнейший бред, потому что я работал и в политической журналистике, и в социальной, и на экономических мероприятиях, и я хочу сказать, что если ты умеешь писать про спорт, ты можешь делать отличный материал и про всё остальное, потому что все эти элементы заложены в спортивную журналистику. Это один из самых сложных с точки зрения терминологии и специфики видов журналистики.
Николай Долгополов — российский журналист и публицист — в своём интервью газете «Спорт» сказал, что «спортивная журналистика — это тот же спорт, тут нельзя выиграть раз и навсегда». Можете объяснить эту фразу?
Эти слова можно отнести к любому виду журналистики. Понимаете, здесь нельзя, получив награду или премию за один хороший материал, гордиться этим всю жизнь — это, как минимум, скучно, и нужно прекрасно понимать, что необходимо готовиться к каждой съёмке, каждой работе, каждому проекту, потому что все смотрят на то, кто ты сейчас, а не когда-то в прошлом.
Как изменилась спортивная журналистика к нашему времени?
На смену констатации всем известных фактов пришла констатация действительно интересных вещей. Например, я сейчас про сам матч говорю не так много, только интересные моменты, которые не попали в трансляцию и что зритель не мог видеть во время игры.
Как вы можете оценить качество российской журналистики в освещении крупных международных событий?
Круто, круто и качественно. Я прошёл много интересных международных событий, это и Кубок по футболу, и Чемпионат водных видов спорта, и Универсиада, работал не только в Казани, и в Будапеште, и в Венгрии, и я не могу сказать, что где-то там, за границей лучше, чем в России, как у нас принято считать. Я был в Корее, и да, в Сеуле очень хорошо, но дальше него — ничего, деревни. У нас Москва, дальше Москвы — Казань, и здесь по-настоящему круто.
В журналистике то же самое: да, мне нравится американская модель, она яркая, вычурная, экстравагантная, она говорит именно тем свободным языком, разрушает стену между экраном и зрителем, но я видел, как работают на месте американские журналисты, и не могу сказать, что в их работе есть что-то недосягаемое, чего нет в нашей журналистике. В некоторых аспектах наша даже лучше, да, она другая, но другая — не значит хуже.
Как вы относитесь к Юрию Дудю?
Классный парень, который делает классное шоу. Я пересекался и общался с ним по работе. Это один из тех профессионалов в журналистике, один из тех примеров про гибкость и умение поддерживать тренды, соответствовать моде. Не понимаю осуждения в его сторону, потому что его качественную работу доказывает количество просмотров и зрителей. Но нужно похвалить не только его, но и большую продюсерскую и редакторскую работу его команды. Могу только поаплодировать.
Какие дальнейшие планы на карьеру? Останетесь в спортивной журналистике или попробуете что-то новое?
Пока для меня и спортивная журналистика — это «что-то новое», потому что здесь я всего три года, но всегда можно попробовать и снова поработать в кадре, есть возможность уехать в Москву… Но как я говорил, журналист не должен задумываться, что будет через неделю, через месяц, нужно делать свою работу здесь и сейчас.
Три плюса вашей профессии?
Несмотря на то, что я не знаю, что будет завтра, плюсы — это свободный график, это финансовая составляющая и, как бы банально не звучало, я видел то, что никто другой не видел, и могу этим гордиться.
А три минуса?
Свободный график, финансовая составляющая и я видел то, что никто не видел. Все плюсы могут быть и минусами.
Какой можете дать совет первокурснику журфака?
Надевать шапку, слушаться маму и хорошо кушать.
Ну, а если серьезно, нужно быть немного наглым, только в хорошем профессиональном качестве, жадным на получение информации и новых знаний, стараться всегда учиться чему-то новому и уметь признаваться в том, что иногда будет получаться плохо, но это абсолютно нормально. И главное, не сдаваться на полпути.
Дария ГИЛЬФАНОВА
Фото из личного архива Евгения Евневича