1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Фриланс: удобство или роскошь?

Дата: . Опубликовано в Люди

Сейчас фриланс набирает большую популярность. Это деятельность на дому, когда человек сам ищет заказчиков и выполняет их требования через интернет. Многие предпочитают выполнять работу дома, нежели ехать в офис. Одни из наиболее распространенных профессий фрилансеров — дизайнер, копирайтер и программист. 27-летний уроженец Санкт-Петербурга Алексей Смирнов давно является фрилансером. Он рассказал корреспонденту «Казанской Стужурки» о том, как это работает.

— Поговорим о фрилансе. Ты, как представитель этой сферы, мог бы поделиться своим опытом с начинающими молодыми специалистами. Расскажи, как ты пришёл к этому.

— Это очень простое решение. Если сравнивать его с какими-то другими выборами в жизни, этот не самый сложный. Во-первых, работать на несколько заказчиков всегда проще, чем на одного. Во-вторых, проще всегда работать из дома, и, в-третьих, я начинал как интернет-журналист, и это, нужно признать, просто не та активность, ради которой было бы разумно куда-то ехать полтора часа по городским пробкам или на метро, а потом столько же возвращаться обратно. Противоположный фрилансу опыт работы «в помещении» у меня был. И он мне не понравился.

— Расскажи о своём опыте работы «в помещении».

— Я работал в центральном отделении «Сбербанка» на должности эксперта. Там был непосредственно опенспейс (прим. Опенспейс — офис открытого типа, где все сотрудники находятся в одном помещении), и я бы не сказал, что это было уютно или как-то... хотя бы удобно. И каждый день приходилось ездить туда рано утром на метро с кучей народа.

— То есть основными плюсами были работа дома и возможность работать на нескольких заказчиков? Были ещё какие-то преимущества?

— Отчасти я следовал скорее своей внутренней склонности — я интроверт и не очень люблю контактировать со случайными людьми, поэтому в своей работе я постарался свести этот контакт к минимуму. Надо сказать, несмотря на то, что я очень качественно и в срок выполнял свои рабочие обязательства, с заказчиками я тоже старался никогда особенно не контактировать. Кто-то нашел бы такой подход странным и непрофессиональным, но мне кажется, что по отношению к самому себе некрасиво расходовать время своей жизни на случайных людей — социально контактировать я хотел только с теми людьми, которые приятны мне лично.

— Почему на нескольких людей работать проще? Мне кажется, это, наоборот, увеличивает количество работы в несколько раз.

— Потому что ни один из них не может тебя уволить. Невозможность тебя уволить, невозможность в принципе иметь дело с какими-то плохими, чрезмерно властными людьми — вот это первостепенно. Ведь как фрилансер ты всегда можешь сказать кому-то, что не нуждаешься ни в его деньгах, ни в нем самом. Это совершенно нормально. Да и люди с тобой разговаривают уже изначально с пониманием этой роли и на условиях взаимного уважения.

— То есть ты всегда находишься в более стабильной ситуации заработка, при этом она же гораздо более комфортна для тебя как физически, так и эмоционально?

— Профессиональное выгорание, как синдром психического недомогания и как попросту ненависть к своему роду занятий у фрилансеров, наверное, тоже случается. Но я подозреваю, что гораздо реже, чем у тех, кто работает в опенспейсе.

А фриланс ты начинал с работы журналиста? Как все начиналось?

— Это было в середине моего профессионального пути, то есть до этого офиса был фриланс и после него — тоже фриланс. Я помню, что моя зарплата на фрилансе была 400 долларов в месяц за 9 тысяч знаков осмысленного текста в день. Писать нужно было довольно много, общаться, раскручивать интернет-форумы как площадки для общения, поддерживать разговор с посетителями сайтов, отвечать на вопросы. В целом несложная задача для человека, у которого есть мозг.

Сначала были довольно простые темы и задания, которые не особенно требовали погружения в факты, потом всё несколько усложнилось, и работа стала требовать серьезного знания материала. Заказчиками, в основном, были PR-конторы, у которых собственных ресурсов хватало только на аренду офиса в центре Москвы и на то, чтобы взять у заказчика кубометры денег. Дальше им просто нужно было искать людей, которые бы осуществили проект для того, чтобы было что показать заказчику. В этом смысле мои сделки с ними всегда были честными, да и в остальных, впрочем, тоже.

По сути, то, что я делаю сейчас, уже сложно назвать фрилансом, хотя у меня по-прежнему нет каких-то фиксированных обязательств по выработке определенного продукта. Я сейчас скорее выступаю в роли продюсера, менеджера проекта, иногда эксперта. В этом смысле утверждение, что сначала ты работаешь на зачетку, а потом зачетка начинает работать на тебя — верно.

— К чему ты пришёл за это время?

— Ну, Пулитцеровскую премию как журналист я не получил — в этом смысле чекпоинт профессиональной высоты не был достигнут. Но уровень дохода вполне позволяет мне жить на побережье Средиземного моря с видом с кровати на него же. Несколько лет назад я пришел к тому, что просто организую работу профессионалов в проектах, которые нужны бизнесам, поэтому формально я уже не попадаю под определение фрилансера и являюсь скорее микробизнесменом с точки зрения закона. Для меня важно то, что я могу заниматься собственными проектами, которые, возможно, и не принесут мне никакого дохода, но зато будут давать мне эмоционально приятные контакты с близкими по духу и настроению людьми.

С чего следует начать, если хочешь развиваться именно как фрилансер? Где искать работу?

— В бизнесе! Я бы не рекомендовал искать работу на HR-порталах (прим. HR — Human Resources — человеческие ресуры, сайты, где люди публикуют предложения о сотрудничестве) и в каких-то таких местах, где вакансии лежат тысячами. Я бы попробовал поспрашивать у друзей, знакомых и даже просто незнакомых руководителей, нет ли у них какой-то необходимости в райтере, например. Сейчас почти у каждой крупной компании есть сайт — туда обязательно нужно поставлять какой-то контент, что-то писать, снимать и размещать. Да, конечно, сейчас райтерам придется осваивать еще и какие-то приложения, сайт-платформы и прочее, чтобы попадать в рынок, но потребность в такого рода работе все еще достаточно высокая. Потребность высокая, опять же, по той причине, что рынок предложения здесь довольно узкий — очень мало людей умеет писать и читать. Это факт, который поддержит рублем тех, кто к этому способен.

Среди журналистов бытует такое мнение, что если у человека есть талант, он будет успешен в журналистике и без образования. А если таланта нет, то образование не поможет. Что ты об этом думаешь?

— Это так. К сожалению, проблема журналистики в России — не следствие нехватки талантов. Сама способность излагать доступный пониманию текст есть не у всех, а научиться этому, если нет способностей, просто невозможно.

Чтобы добиться успеха, нужен опыт или, если не получилось вначале, то продолжать бессмысленно?

— Успех — это не категория, которую можно выбрать, но если есть внутреннее ощущение, что работать на фрилансе проще и получается лучше, чем работать в офисе — нет смысла себя заставлять идти по нелюбимой дороге.

Кристина ЛУБКОВА

Фото: Unsplash.com