«Вся моя сознательная жизнь была проведена за кулисами театра, поэтому выбор был очевиден…»
Женственность, харизма и нежность в сочетании со стальным характером. Александра Елагина – первая солистка театра оперы и балета им. Мусы Джалиля - рассказала про свой путь в балете, об ответственности профессии и о том, как ей удается совмещать роль матери и балерины.
- Поздравляю Вас с закрытием Нуриевского фестиваля! Какой это фестиваль по счёту?
Начала я работать в 2006 году, это мой 13 сезон. Честно, я даже не заметила, как быстро пролетело время. Жизнь артиста не имеет временных рамок, она течёт сама собой, и ты даже не успеваешь считать, какой сезон отработал.
- Каким был Ваш путь к профессии солистки балета?
Как только я пришла в театр, мне посчастливилось получить сольные партии, но параллельно два года я состояла в кордебалете. На самом деле кордебалет – это отличная школа для балерины. Там ты учишься работать с коллективом: держать линию, следить за ровностью исполняемых движений с другими артистками.
- Что значит, быть первой солисткой главной балетной сцены республики?
Это ответственно, очень интересно и ценно. Для любого артиста вырасти, подняться по карьерной лестнице, конечно, стоит определенных усилий, но самое сложное - удержать эту планку. Упасть всегда легко, но подняться заново на эту вершину практически невозможно.
- Как проходят ваши репетиции?
У нас шестидневная рабочая неделя. Утро начинается с балетного урока, на котором мы разогреваем свои мышцы. После этого у каждого артиста начинаются репетиции своего спектакля.
- Какова атмосфера в коллективе? Есть ли место зависти и конкуренции?
Атмосфера хорошая, нет явных козней и интриг. Как я всегда говорю, здоровая конкуренция – это всегда хорошо. Если её совсем не будет, артисту некуда будет стремиться, поэтому, когда есть кто-то лучше, это всегда мотивация работать больше.
- Как вам работается с партнёрами? Есть ли какие-то определенные критерии в выборе партнёра?
Мы не выбираем партнера. В основном руководство самостоятельно ставит нас в определенные спектакли с определенными партнерами. Чисто человеческие отношения остаются за пределами зала и уж тем более сцены. Вы можете с человеком вообще не общаться в жизни, но на сцене вы должны показать такую сильную любовь, чтобы зритель поверил в неё.
- Были ли у Вас травмы?
Да, были. Жизнь артиста балета похожа на жизнь спортсмена и без травм она невозможна. Бывают такие травмы, боль от которых тянется на протяжении какого-то времени. И, если в этот промежуток есть выступление, наша задача с этой болью научиться взаимодействовать.
- Какой спектакль для вас самый сложный?
Сложнее играть те спектакли, в которых мои физические данные не совпадают с хореографией. Каждому артисту какие-то движения даются легче, а какие-то сложнее. Но в любом случае задача артиста – раствориться в образе.
- А самый любимый спектакль?
Люблю спектакли, связанные с драматической игрой, те, в которых ты можешь показать себя с разных сторон. В классических спектаклях, таких как «Щелкунчик», «Спящая красавица», конечно, можно проявить себя, но меня привлекают спектакли с более глубокими образами, например, «Спартак».
- Вы - мама двух детей. Как Вам удается совмещать роль матери и балерины?
Спасибо мои родным, помогают. Муж всегда поддерживает мои творческие начинания, стремления в карьере. Он понимает, что мне нужно тренироваться, чтобы держать форму, и знает, насколько мне важно работать.
- Хотите ли Вы, что бы и дети связали свою жизнь с балетом?
Не могу решать за детей. Я считаю, что ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Если я увижу желание и стремление, то я буду только за. Для меня намного важнее, чтобы дети были просто счастливыми.
- Один день из повседневной жизни Александры Елагиной.
Встаю рано. Готовлю детям завтрак. Муж помогает развозить детей по садикам. После иду на работу: балетный урок, репетиции. Затем забираю детей из садика, какие-то домашние дела. У нас есть небольшая проблема с мужем: не всегда совпадают выходные, так как выходные у артиста чаще всего в понедельник. Но мы все равно стараемся выбираться, гулять с детьми. Работа, конечно, составляет значимую часть дня, но в основном всё, как у обычных людей: вся жизнь в каких-то заботах и делах.
- Говорят, что балерины очень мало едят. Придерживаетесь ли вы какой-то особой диеты?
Лично я никакой диеты не придерживаюсь. Мне повезло с метаболизмом, я никогда не страдала лишним весом. Но, когда я чувствую тяжесть, я, конечно, могу не поесть вечером, но в целом в питании я себя не ограничиваю.
- Были ли мысли оставить балет?
В каждой профессии наступает период, когда приходит сильная усталость, а вместе с ней и мысли всё бросить, но у меня они мимолетны.
- А если не балет, то что?
Моя мама балерина, отец работал монтировщиком сцены, и вся моя сознательная жизнь была проведена за кулисами театра, поэтому выбор был очевиден.
- Что бы Вы пожелали начинающим балеринам?
Слушать педагогов и не бросать начатое. Бросить - это самое легкое, что можно сделать в жизни. Нужно научиться выходить из зоны комфорта, ведь только тогда мы получаем что-то новое, интересное. Вся моя жизнь построена на принципе - постоянно к чему-то стремиться и не сидеть на месте.
Юлия Акмурзина
фото предоставлено респондентом