«Они удивительные! Нам нужно научиться их воле и любви к жизни»
Анна Насырова - школьный учитель со стажем более 40 лет рассказывает о тонкостях обучения детей с ограниченными возможностями, и делится собственным опытом преподавания.
- Расскажите, как вы оцениваете качество обучения детей с ограниченными способностями?
- В обычных общеобразовательных школах – положительно. Дети с ограниченными возможностями часто посещают уроки по собственному желанию. Что касается качества, то это в зависимости от вида обучения. Дистанционное в таких случаях наиболее подходящий вариант. Правда там немного завышенные требования для контрольно-измерительных материалов. Существует большой минус дистанционного обучения - нет учета состоянии здоровья ребенка. После каждой перенесенной операции память становится слабее, а требования остаются неизменным. При составлении программы нужно учитывать состояние здоровья, в связи с перенесенными врачебными вмешательствами. Совсем недавно затрагивали эту тему с другими преподавателями.
- Как вы думаете, достаточно ли им дистанционного обучения?
- Да, вполне достаточно. Так, например, для детей с небольшими нарушениями обязательны коррекционные занятия, занятия с психологами, также предусматривается выезд на общественные места для их социальной адаптации. Если говорить о детях уже с более сложными нарушениями, то дистанционное обучение – как раз то, что нужно. Есть полностью парализованные дети, которые занимаются любимым делом. Здесь многое зависит от родителей. В целом, большинство заинтересованы в развитии своего ребенка, но есть и семьи где обучение пускают на самотек. При этом пенсия ребенка используется для удовлетворения собственных потребностей. Также бывает, что ребенок не только предоставлен сам себе, но родители мешают его образованию. Имеет место быть наказание детей по пустякам, алкоголизм и тунеядство взрослых. Такие семьи мы называем неблагополучными.
- Вы упомянули роль родителя в жизни ребенка с ограниченными способностями, а что на счет учителя? Как он влияет на его успеваемость?
- Роль учителя крайне важна. Должна быть самая высокая степень общения с детьми не только по предмету, но и по всем жизненным вопросам. Дети воспринимают учителя как предметника, как психолога и, в какой-то степени, как родителя. Такому учителю еще сложнее работать, чем просто классному руководителю. Во время урока, учитель постоянно во внимании ребенка. Он должен постоянно подталкивать, поддерживать, проверять, подсказывать, конечно, учитывая уровень развития ребенка. Отношения выстраиваются на абсолютном доверии. Дети вверяют свои проблемы, а учитель при этом должен быть хранителем его секретов. Преподавателю необходимо тесное общение, как с детьми, так и с родителями, в плоть до бытовых проблем.
- Что вы можете сказать именно про качество дистанционного обучения?
- Качество обучения с каждым годом становится все выше. Применяются новые технологии, благодаря этому дети теперь свободно владеют компьютером, легко ориентируются в электронных учебниках, сами набирают текст.
- Сейчас многие школы оборудованы пандусами и в них создаются всевозможные удобства для детей с ограниченными возможностями, но могут ли дети на дистанционном обучении прийти в школу на обычный урок?
- Конечно могут, если ребенок находится на дистанционном обучении, то он все равно привязан к какой-либо школе, поэтому он имеет полное право посетить ее в любое время, пусть то будут классные час или же мероприятия. Любому ребенку хочется общения, и такие дети тоже готовы приходить в обычную школу. На все, что способны обычные дети, способны и дети с ограниченными способностями, между ними можно поставить знак равенства только с учетом здоровья.
- А есть ли риск, что их не примут в коллективе?
- На моей практике, такие случаи очень редкие. Обычно, классные руководители и преподаватели проводят беседы на этические темы, подготавливают их к общению с особенными детьми и, как правило, это положительно сказывается на их взаимоотношениях. В нашей стране школьники это воспринимают обыкновенно. В школе, в которой я работаю, такие дети с ограниченными возможностями пользуются большим уважением к себе. Два года назад к нам в школу перевели девочку из слабого класса и первоначально, отношение детей к ней было не то что негативное, а просто осторожное. С ней меньше общались, не обращали внимания на ее проблемы, была отчужденность, но после беседы с классным руководителем все обернулось в лучшую сторону. Теперь, иногда посещая уроки и мероприятия, в классе она чувствует себя комфортно.
- Как вы считаете, многие ли школы в России готовы принять к себе детей с ограниченными возможностями?
- На мой взгляд, любая школа готова принять таких детей. Школ обязана взращивать во всех своих учащихся хорошее отношения к каждому человеку. Сейчас в сравнении с хотя бы 2000-ми годами, жизнь детей с ограниченными возможностями стала намного легче и комфортней. Они удивительные! Нам нужно научиться их воли и любви к жизни. Восьмиклассник, с которым я занимаюсь, несмотря на врожденный ДЦП, стремится быть самостоятельным, он по возможности не использует костыли или коляску. Часто говорит всем, что пока он может самостоятельно передвигаться - в коляску не сядет.
- А что ждет детей после 12-ти классов обучения? Как они могут проявить себя вне школы?
- Я не могу сказать про всех детей, но конкретно моя ученица, несмотря на практически полную парализацию, хорошо владеет компьютером и создает действительно красивые ролики на различные темы, будь то городские праздники, дни рождения или свадьбы. В дальнейшем, она сможет самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.
Анастасия Волчкова
фото предоставлено респондентом