1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Зоя Силаева: Наука – это не «страшный зверь»

Дата: . Опубликовано в Люди

Наука для магистрантов и насколько это реально? Именно этой теме посвящена статья: «Наука или карьера: стоит ли магистранту заниматься наукой?», доцента кафедры религиоведения ИСФНиМК КФУ, Зои Силаевой. Мы поговорили с Зоей Владимировной о специфике темы, роли преподавателя в научной работе студента, а также об отношении руководства КФУ к развитию молодежной науки в университете.

 – Почему  была выбрана именно эта тема и как она создавалась?

Для меня научно-исследовательская работа всегда была частью моей жизни, ещё со школы, и передо мной никогда не стояло вопроса: наука или карьера, я не задумывалась над этим... Мне всегда было интересно участвовать в конференциях, круглых столах, писать статьи по разной проблематике. Этот интерес у меня сохраняется и сегодня. Однако, когда я начала преподавать, я заметила, что очень мало, кто из студентов хочет и стремится заниматься наукой. Одни просто не знали что такое наука и зачем ей заниматься, другие были под воздействием стереотипов - «наукой занимаются «ботаники» или те, кто хочет построить карьеру в академической сфере и стать великим ученым, но это точно путь не для гуманитариев и т.д.. Сегодня всё больше студентов задумываются о самообразовании, отдавая предпочтение работе, но по-прежнему занятие наукой остаётся вне сферы их интересов. И тут я задумалась над тем, нужна ли наука и стоит ли ей заниматься, если ты не связываешь свою дальнейшую жизнь с работой в высших учебных заведениях?

IMG 0282

– По вашему мнению, все ли доступные способы мотивации применяет руководство КФУ для привлечения внимания магистрантов к научным работам?

Я не уверена, что руководство КФУ должно мотивировать их учиться и заниматься научной работой, оно должно создать условия для того, чтобы была возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью. И это ему удалось. В КФУ, действительно, созданы все условия для занятия научной работой. В нашем вузе одна из лучших и крупнейших библиотек. За помощью студенты всегда могут обратиться в отдел организации НИРС и конкурсов КФУ, в котором им помогут подготовить пакет документов для поездок на научные конференции, школы, олимпиады, выставки и т.д.. Магистрантам дают возможность публиковаться в базах «Web of science» и «Scopus». КФУ входит в вузы-участники различных стипендиальных программ, которые не доступны большинству провинциальных вузов. Безусловно, сегодня ректор и его команда очень много делают для развития молодежной науки в университете, а главное сохраняют демократию.

– Вы в своей статье часто упоминаете о взаимосвязанности преподавателя и студента. А какова роль научного руководителя?

Научный руководитель в магистратуре официально – это тот, кто содействует в написании магистерской диссертации и контролирует ход выполнения выпускной квалификационной работы обучающегося. На практике же - это скорее помощник, друг, который может поддержать на протяжении всего обучения и способный протянуть руку помощи, тогда, когда студенту кажется, что он попал в тупик. Именно научный руководитель вводит студента в научное сообщество, учит грамотно излагать свои мысли в докладах на конференциях и в статьях. Поэтому нередко можно увидеть, что свои первые шаги в науку магистранты делают вместе со своими научными руководителями: совместно пишут статьи, принимают участие в работе всероссийских и международных конференций, форумах, круглых столах.

– Какие научные работы вы могли порекомендовать прочитать?

Нельзя дать универсальную рекомендацию. Все зависит от того, какое направление и какую проблематику выберет магистрант. Но могу точно сказать с чего надо начинать научно-исследовательскую деятельность. Во-первых, найти и проанализировать всю зарубежную и отечественную научную литературу по выбранной проблематике, определив пробелы, которые остались не раскрытыми или появились в связи с развитием научной мысли. Во-вторых, изучить литературу по методологии и чётко определить теоретико-методологическую основу своего исследования.
В-третьих, просмотреть кандидатские и докторские диссертации по выбранной проблематике. А главное, не бояться. Наука - это не «страшный зверь»

 

 

Максим Платонов

фото: Денис Коловский