Стоит ли подрабатывать в детском лагере? Откровения вожатой
Лето – лакомое время для студентов: наконец можно зарабатывать себе на жизнь, не переживая о пропущенной лекции или опоздании на экзамен. Вот только зачем скучать за кассой, в пусть и хорошо кондиционируемом магазине, когда можно подставлять лицо солнечным лучам? Выход найден – попробовать себя в роли вожатого в детском лагере!
Мы составили своего рода гид по тому, как взять на себя это альтруистичное звание, а помогла нам в этом студентка института психологии и образования КФУ и, вместе с тем, завсегдатай детских лагерей Татарстана – Алина Чернышёва: она рассказала нам о своём опыте.
-Как получилось, что ты выбрала такой вид деятельности – вожатый?
-Всё достаточно банально: ещё когда ездила ребёнком, мне было интересно, какого это - быть вожатым. Как только появилась возможность, решила ей воспользоваться.
-А давно ты пробуешь себя в этой роли?
-Не так давно: 3 года назад впервые попробовала себя в таком амплуа.
-Как можно попасть в лагерь на работу?
- После прохождения школы вожатых. В процессе обучения происходит комплексная подготовка: среди претендентов, например проводят психологические тренинги, антистрессовые программы, чтобы мы могли справиться с критическими ситуациями. Хотя, конечно, важное место занимают часы по педагогике.
- Что входило в твои обязанности в качестве руководителя отряда?
- В первую очередь я следила за соблюдением детьми дисциплины и порядка в соответствии с уставом лагеря, в котором мы пребывали. Тут можно догадаться, что я также несла ответственность за жизнь каждого ребёнка в моём отряде. Помимо этого, на мне лежала организация участия отряда во всех культурно-массовых, спортивно-оздоровительных, трудовых мероприятиях: поставить сценку, отвести детей в бассейн, произвести уборку территории – это ко мне. Ну и из мелочей – контроль за опрятным внешним видом ребят, чистоты их комнат, организация дежурства в столовой.
- Как проходит типичный рабочий день?
- День начинается с подъёма детей: на данном этапе вожатый должен проследить за тем, чтобы все дети проснулись, умылись, оделись и пошли на зарядку. Затем нужно отвести их на завтрак, а после - на линейку. Следующий шаг – отправить их на занятия. Вернувшись, дети отправляются на обед, а по его прошествии на тихий час. Во время тихого часа вожатый должен следить, чтобы дети не шумели, да и в корпусе было тихо. Далее дети отправляются на студии, где каждый ребёнок может выбрать занятие, которое ему придётся по душе. По завершении времени, отведённого на, так скажем, хобби, дети вместе с вожатым отправляются на полдник, после которого наступает отрядное время. Это самое насыщенное и творческое время - весь отряд вместе с вожатыми готовится к вечернему мероприятию: ставят сценки, поют, танцуют. Наконец, все ужинают и готовятся к «вечерке». Дальше, соответственно, проходит само мероприятие, а позднее дети веселятся на дискотеке. В завершении дня вожатые проводят у детей свечку, где каждый ребёнок может сказать всё, что у него накопилось за день. Последний этап - дети идут умываться и все ложатся спать.
- А какая часть дня для тебя была любимой?
- Вечерние мероприятия: интересно смотреть на выступления детей и наблюдать за их эмоциями, когда объявляют, что отряд занял первое место.
- Можешь назвать позитивные моменты за всё время работы в летних лагерях?
- Совместная работа с детьми. Мне нравится давать им советы, вместе проводить мозговой штурм, придумывая танец или песню на «вечерку». Их улыбка, думаю, для меня лучшая награда.
- Вообще, с какими трудностями может столкнуться вожатый?
- Найти взаимопонимание со всеми детьми, ведь не каждый ребёнок идёт сразу на контакт. Нужно подбирать особенный подход, учитывая индивидуальные качества. Кого-то получается понять спустя полдня, а кто-то не хочет раскрываться даже к концу смены.
- Какими качествами, в первую очередь, должен обладать вожатый?
- На мой взгляд, их шесть: расставлю их по убыванию – ответственность, дружелюбность, открытость, любовь к детям, активность, креативность.
- На твой взгляд, чему может научить такая работа?
- Работа вожатым помогает стать более дисциплинированным. Нужно двадцать четыре часа в сутки следить за каждым ребёнком, уметь подбодрить детей и выслушать каждую их просьбу. Это учит ответственности.
- А какое напутствие ты бы могла дать тем студентам, кто хочет подработать вожатым летом?
- Готовьтесь к тому, что это реально большая ответственность: много сил и энергии уйдёт на это. Но! Вы также получите от детей много тепла, объятий и любви.
Александра Федорова
фото предоставлено респондентом