Руслан Гатаулин: «Мой рекорд – 12 часов в прямом эфире»
Если вы смотрите хоккейные трансляции домашних игр «Ак барса», то наверняка обратили внимание, что с недавних пор одним из экспертов матчей («голосов за кадром») стал Руслан Гатаулин. Он – выпускник журфака КФУ, спортивный комментатор телеканалов «Матч ТВ», «Евроспорт», «Точка отрыва». Несколько дней назад молодой человек пришел в гости к слушателям Школы молодого журналиста и рассказал им об особенностях своей работы. Корреспондент «Стужурки» предлагает вам наиболее интересные ответы на вопросы начжуров.
– Руслан, вы с детства мечтали стать спортивным комментатором?
– Я хотел заниматься спортом: видел себя профессиональным лыжником и посещал тренировки. Но после нескольких серьезных травм понял, что спортсмен из меня не выйдет. Несмотря на это, со спортом расставаться мне не хотелось. Тогда я стал уговаривать родителей отдать меня на факультет журналистики. Меня поддержала только мама. Остальные родственники желали мне другого будущего.
– Как же вам удалось поступить в университет?
– Процесс поступления был достаточно сложным. Началось все с переезда в Казань. Я приехал из города Чусового Пермского края, и родственников у меня здесь не было. Потом меня ждали вступительные экзамены и творческое испытание. Так вышло, что после школы я сдал ЕГЭ по химии, которая при поступлении мне совсем не пригодилась. К тому же у портфолио у меня не было никакого, ведь я еще не печатался ни в одной газете. В итоге я поступил на контрактное место. С оплатой обучения было тоже тяжело, поскольку мои родители не могли себе позволить высылать мне такое количество денег. Я стал работать и помогать им.
– Когда вас впервые опубликовали?
– Это случилось, конечно, далеко не сразу. Когда я узнал о газете «Республика Татарстан», я решил отправиться прямо в редакцию. В тот день я четыре часа ждал у входа редактора отдела спорта Александра Медведева, чтобы рассказать о себе. И все-таки дождался. Затем, в течение нескольких месяцев, я покупал билеты на разные соревнования и приносил ему свои работы. Спустя какое-то время Медведев все-таки опубликовал мою заметку в газете. Через какое-то время я снова увидел свою фамилию в газете в соавторстве с Медведевым. И, что называется, понеслось. В первом семестре на первом курсе я набрал пять публикаций. Во втором их число перевалило за 60, и я сбился со счета. Дальше мне предложили сотрудничество с «Республикой Татарстан» и несколькими другими изданиями.
– Каким был первый опыт работы комментатором? Насколько отличается работа печатного СМИ и телевизионного?
– Когда я окончил университет с красным дипломом, я стал рассылать свое резюме на разные каналы. Через какое-то время мне позвонили из редакции федерального телеканала «Спорт» и пригласили на собеседование. На последние деньги я купил билет на поезд и с тех пор остался в Москве. Сперва мне предложили пройти бесплатную стажировку пару месяцев. Тогда я понял, что печатный текст от текста для ТВ отличается кардинально. К тому же тогда у меня не был поставлен голос. Пришлось учиться в процессе. Было тяжело. Но с опытом все пришло.
– В чем особенность и сложность работы телекомментатора?
– Безусловно, это не нормированный рабочий график. Помимо того, что матч может длиться в среднем около 2-3 часов, подготовка к нему занимает огромное количество времени. Я всегда смотрю статистику, биографию спортсменов, их характеристику и личные результаты за предыдущие матчи, другие детали. Случается так, что у тебя может быть несколько прямых эфиров в сутки. Иной раз приходится комментировать и по 8-9 часов. Мой личный рекорд – 12 часов в прямом эфире. Однажды я был в Казани, мне позвонили из московской редакции и попросили срочно прокомментировать хоккейный матч, который вот-вот должен был начаться. Тогда я сел у телевизора и стал обозревать его по телефону в прямом эфире. Журналистика – это не только физически, но еще и психологически очень тяжелая работа.
– Как вы относитесь к критике?
– Спокойно, я же не могу нравиться всем. Иногда после эфира мне приходят сообщения в социальных сетях от недовольных зрителей. В основном их не устраивают мои слова по отношению к их любимой команде или спортсмену. К тому же у многих болельщиков есть комментаторы, к которым они привыкли и слушают их много лет. Если человек долгое время слышал голос моего коллеги, то моя работа для них не будет привычной. Я как комментатор должен оставаться нейтральным и не могу болеть за какую-то одну команду или клуб. Все мы люди разные, и у каждого свои «фишки» поведения во время эфира. Наверное, не все зрители это не понимают. Но я уже давно перестал реагировать на неаргументированную критику, продолжая совершенствовать свою работу.
– На комментировании каких видах спорта вы специализируетесь?
– Я начинал с лыжных гонок, так как занимался этим видом спорта очень долго и хорошо знаю специфику. Затемм стал обозревать мото- и автоспорт, хоккей. Сейчас у меня уже есть опыт во многих видах спорта. Я вообще по жизни стараюсь быть разноплановым человеком. Кроме основной работы, много путешествую. В прошлом году посетил 17 стран и множество городов России. А еще у меня есть своя продакшн-студия, где я снимаю фильмы по заказам телеканалов.
– Какие бы вы могли дать важные советы начинающим журналистам?
– Журналист – это публичная профессия. Нужно всегда думать, что ты говоришь и как, важна самоцензура. В противном случае твои слова могут быть использованы против тебя. Еще важно хорошо знать иностранные языки (хотя бы один). Если вы не «горите» журналистикой, то просто туда не ходите – ничего хорошего не получится. Ведь в этой профессии важен не столько талант, сколько упорство и наглость в хорошем смысле этого слова, стремление и старание.
– Если бы вы могли сейчас вернуться в прошлое и выбрать любую профессию, то как бы вы поступили?
– Я мечтал быть журналистом и сейчас занимаюсь любимым делом. Никогда в жизни мне не надоедала моя работа. Да, иногда устаю, ведь существует человеческий предел. Но в такие моменты стоит лишь взять отдых на несколько дней и не работать. Никакая другая профессия не сделает меня счастливее.
Наталия ЕГОРОВА,
слушательница Школы молодого журналиста
Фото автора и из архива Руслана Гатаулина