Духовные ценности превыше всего
Спросите у подростка, кем он хочет быть? Космонавтом, летчиком, бизнесменом ответит он. А вот казанский десятиклассник Глеб Рассыпнинский в свои 16 лет служит в православном храме иподиаконом, помогая архиерею во время служения, и собирается посвятить свою жизнь церкви, продолжив семейную традицию.
- Глеб, почему и с какого возраста ты начал служить в церкви?
- Это связано с рядом причин. По старому обычаю первенца в семье отдают в церковь. Мой дедушка – священник, поэтому сразу после моего рождения было решено, что я посвящу свою жизнь религии. Служить в церкви я начал с 12 лет. Поначалу просто помогал священникам, выполняя их поручения, позже передо мной стали ставить более серьезные задачи.
- Тяжело совмещать учебу со службой?
- Для меня нет. Но для некоторых сверстников это довольно непросто. Они не успевают доехать до церкви в нужное время и из-за этого периодически пропускают службу.
- И как ты планируешь связать свою жизнь с религией?
- Сложный вопрос. Духовная семинария не дает государственного образования. А в наше время человеку без высшего образования в жизни непросто, поэтому я хочу сначала закончить институт. Собираюсь поступать в КАИ на информационные технологии. Родители согласны с моим решением. Они считают, что будет лучше, если я получу высшее образование и смогу работать вне церкви.
- Если ты собираешься поступать в институт и работать вне церкви, то как же ты будешь продолжать семейную династию?
- Вуз для меня – лишь запасной вариант. Если что-то не сложится в церковной области или пойдет не так, то я с высшим образованием всегда смогу найти свое место в жизни.
- Глеб, ты, конечно, знаешь, что во времена СССР церковь подвергалась жестоким гонениям. Как относишься к репрессиям в сталинские времена?
- Крайне негативно, как к определенному трагическому этапу в нашей истории. В это время многих священнослужителей убивали, даже не вынося им приговор. Мою семью репрессии тоже не обошли стороной: прадедушка прятал своего отца и его брата, которые были священнослужителями, но их нашли и расстреляли. К счастью, как и многие другие убиенные священники, они потом были реабилитированы.
- По-твоему, какую роль играет церковь в государстве сейчас?
- Церковь является главным советчиком. Даже наш президент Владимир Путин перед принятием каких-то серьезных решений советуется с главой православной церкви. Православная церковь сотрудничает с другими религиями, поддерживает отношения с мусульманами, католиками, буддистами для того чтобы такие же дружеские отношения установились и между странами, где действуют эти религии.
- Какого церковного звания ты мечтаешь достичь?
- Мы служим не ради звания. В церкви нет такого понятия, как престиж. Если ты будешь исправно служить, то в любом случае получишь высокое звание. Все зависит еще и оттого, по какому пути ты захочешь пойти: по белому или черному.
- Что это значит?
- Как известно, священники делятся на белых и черных. Белые священники – это люди, у которых есть жена и дети. Такой священник может дойти до определенного звания, но он никогда не станет епископом, архиереем, архимандритом. Есть и другой путь. Человек может принять монашеский постриг, отказаться от всех благ и излишеств житейского мира и вести монашеский образ жизни. Вот он может дойти до самого высшего звания в церкви.
Беседовала Анжела АБДРАШИТОВА,
слушательница Школы молодого журналиста
Фото из личного архива Глеба Рассыпнинского