1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Дмитрий Пивоваров: "Вопросы культуры – одни из самых сложных"

Дата: . Опубликовано в Люди

Каким должен быть современный журналист? Чем наше телевидение отличается от зарубежного и каково состояние современной журналистики?  На эти и многие другие вопросы ответил заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, руководитель отдела культуры телеканала «Эфир», телевизионный обозреватель, журналист и ведущий Дмитрий Владимирович Пивоваров.

Когда вы поняли, что хотите стать журналистом?

У меня  с детства было  хорошее воспитание. Дома было много журналов, книг и подшивок, было много всего, что я мог использовать, и осознание пришло  само собой. К тому же, в те годы работа в печатных СМИ была очень ценной. Я хотел зацепить те вопросы, которые были интересны молодёжи. Сейчас это всё вылилось в другие темы, в другие персоны.

Ваши родители поддержали вас в выборе будущей профессии?

Да. Я происхожу из семьи учителей. Моя мама была преподавателем на кафедре журналистики КГУ и работала на студии телевидения, тетя – математик, бабушка – учительница начальных классов. Так что это было для меня стимулом.

Вы довольны своей профессией?

Да. Я считаю, что вопросы культуры одни из самых сложных. Это такая вещь, которая постоянно обновляется и приносит что-то новое, новые события и новых персонажей.

Согласны ли вы, что журналистика – это четвёртая власть?

Это выражение устойчивое, оно идёт с советских времён. Но стопроцентного утверждения я не могу дать. Тем не менее, на что-то это понятие влияет, а на что-то нет.

Чем вы руководствуетесь в своей работе?

Знаниями, в первую очередь знаниями! Культура - это очень важное и сложное направление в работе, и я должен изучить человека и то, что он делает, перед тем как задавать вопросы. Я должен знать, что за композитор, его материал, чтобы получился качественный диалог. К тому же, в нашем городе очень много событий, таких, как спектакли, фестивали и выставки.

Выходит, обозревать такие события – это большая ответственность?

Конечно. Наш канал единственный, кто занимается такими громкими событиями, потому что к нам есть особое доверие.

Что вы считаете неприемлемым в своей работе?

Отсутствие материала, несобранность. Ты в любое время должен быть готов, как бы плохо тебе не было.

Даже если это первое января?

Всегда мы должны быть в форме, мы должны обладать теми знаниями, которые необходимо применить к вопросу и естественно необходимо быть коммуникабельным. Ну и опять же, знания, знания, знания!

С какими трудностями вы столкнулись в своей работе?

Трудности были, когда я работал в многотиражке и писал об измерительных приборах, которые я не знал. Я работал на теплоконтроле, и нужно было знать и писать о тех приборах. Это была для меня такая недоученная тема. Отсутствие в те времена тех. знаний.

Что вам приносит самое большое удовлетворение в работе?

Удовлетворение от хорошо сделанного дела. Отдача, обратная связь, потому что я её ощущаю. Я чувствую, когда материал сделан - это для меня всегда маленькая победа, она меня не покидает.

Где сейчас будет труднее? На телевидении, на радио или в газете?

Дело в том, что у каждого СМИ своя миссия. Но на телевидении ты сам себе хозяин. На телевидении я сам моделирую свой сюжет, выбираю материал, и конечный результат на телевидении выше. Мне на телевидении спокойнее, хотя в газете я тоже работал.

Самое интересное знакомство в вашей профессии?

О-о-х! Их было много. Было интервью с итальянской оперной певицей Чечилия Бартоли. Это актриса планетарного уровня, её приезд в Казань был огромной сенсацией. И руководство концертного зала доверило мне взять у неё эксклюзивное интервью. Мне, и никому больше. Опять же доверие и знание материала. Я никогда не лезу в личную жизнь.

То есть, в интервью – только вопросы по работе?

 Да. К тому же эти артисты настолько истерзаны столичной жёлтой прессой, что тщательно выбирают слова во время интервью. Если они захотят, они сами скажут о своей личной жизни.

Какие черты характеризуют современную журналистику?

Харизма, гибкость во времени, подвижность. Та же коммуникабельность, раскрепощённость, уровень знаний. Умение преподнести себя, умение выслушать, умение разговорить - наверное это было всегда. Это те правила, которые должны присутствовать. Но многие журналисты сейчас очень поверхностны.

Поверхностны? В каком плане?

Вот как раз не хватает знаний. Есть определённая дерзость, определённая наглость, но это идёт не туда, не в дело.

Как по мне, немного наглости очень полезно в журналистике, да и вообще в любой профессии.

Соглашусь.

Современный журналист должен быть универсальным? Уметь делать один работу всей команды, снимать, брать интервью и монтировать?

Правильно. Я сам снимаю, когда еду за границу, в командировку. Я сам всё снимаю, всё монтирую и потом выдаю здесь.

Это поддерживают?

Конечно, это поддерживают. Журналист должен уметь не всё, но многое. Журналист в Соединенных Штатах - он и оператор, и сценарист, и водитель. У нас ментальность другая.

Вы сами пишите себе текст?

Конечно, но чаще всего это происходит спонтанно. Никогда не пользуюсь заготовками. Опять же, знание дела и знание материала.

Какие умения должен нарабатывать начинающий журналист?

Это очень индивидуально.

А если в общих чертах?

Опять-таки: не робеть, знать предмет разговора, знать тему разговора и знать своего собеседника. Потому что собеседник делает вывод о журналисте, складывает своё представление о человеке, который с ним общается – что нужно журналисту, для чего он пришёл, какие он цели преследует. Это должен быть обоюдный диалог.

Какие задачи самые важные в работе журналиста в наше время?

Донести до людей важную информацию так, чтобы её поняли и приняли все. Вне зависимости от места жительства и статуса. Знать и разбираться во всех сферах.

Какая тематика сегодня больше востребована в современных медиа?

Для каждого читателя и слушателя своя тема, но опять же, журналист должен быть универсальным и разбираться во многом.

Технологизм или творчество? Что важнее - как сюжет снят или о чём он?

Смотря какую цель ты ставишь в сюжете, и о чём он. Можно снять в клиповой манере, можно снять повествовательно. Я делаю и так и так. Нужно всегда менять манеру в зависимости от ситуации.

Что приоритетнее пойдёт в эфир: сюжет о проблеме соседки из дома напротив или приезд олигарха?

Ну, вообще народ охотнее будет смотреть чернуху, как не парадоксально. Чуть позже дотянется до культуры и искусства. Ну и опять же, какое-нибудь важное событие всегда будет темой номер один. Самые резонансные темы, касающиеся каждого, будут выносить на главные линии.

Освещения каких вопросов не хватает в нашем городе?

Не думаю, что у нас есть дефицит. У нас есть всё – и политика, и религия, и культура, и жилищные вопросы.

А чего переизбыток?

Политики, как и везде. Но не так много, как на федеральных каналах.

Согласны ли вы с утверждением, что журналистика сегодня – это один большой новостной отдел?

Это сложно. Визуально, это так. Новости всегда во все времена устанавливают планку. Люди смотрят новости, всё остальное потом. Утренние программы люди автоматически включают и смотрят, собираясь на работу.

Если бы была возможность уехать из Казани на федеральный канал, уехали бы?

Раньше, возможно, да, к тому же была такая возможность. Сейчас – нет, потому что Казань – это город, где всё есть, все события. Каждый день можно находить что-то новое.

 Лев Диденко