Дмитрий Пивоваров: "Вопросы культуры – одни из самых сложных"
Каким должен быть современный журналист? Чем наше телевидение отличается от зарубежного и каково состояние современной журналистики? На эти и многие другие вопросы ответил заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, руководитель отдела культуры телеканала «Эфир», телевизионный обозреватель, журналист и ведущий Дмитрий Владимирович Пивоваров.
Когда вы поняли, что хотите стать журналистом?
У меня с детства было хорошее воспитание. Дома было много журналов, книг и подшивок, было много всего, что я мог использовать, и осознание пришло само собой. К тому же, в те годы работа в печатных СМИ была очень ценной. Я хотел зацепить те вопросы, которые были интересны молодёжи. Сейчас это всё вылилось в другие темы, в другие персоны.
Ваши родители поддержали вас в выборе будущей профессии?
Да. Я происхожу из семьи учителей. Моя мама была преподавателем на кафедре журналистики КГУ и работала на студии телевидения, тетя – математик, бабушка – учительница начальных классов. Так что это было для меня стимулом.
Вы довольны своей профессией?
Да. Я считаю, что вопросы культуры одни из самых сложных. Это такая вещь, которая постоянно обновляется и приносит что-то новое, новые события и новых персонажей.
Согласны ли вы, что журналистика – это четвёртая власть?
Это выражение устойчивое, оно идёт с советских времён. Но стопроцентного утверждения я не могу дать. Тем не менее, на что-то это понятие влияет, а на что-то нет.
Чем вы руководствуетесь в своей работе?
Знаниями, в первую очередь знаниями! Культура - это очень важное и сложное направление в работе, и я должен изучить человека и то, что он делает, перед тем как задавать вопросы. Я должен знать, что за композитор, его материал, чтобы получился качественный диалог. К тому же, в нашем городе очень много событий, таких, как спектакли, фестивали и выставки.
Выходит, обозревать такие события – это большая ответственность?
Конечно. Наш канал единственный, кто занимается такими громкими событиями, потому что к нам есть особое доверие.
Что вы считаете неприемлемым в своей работе?
Отсутствие материала, несобранность. Ты в любое время должен быть готов, как бы плохо тебе не было.
Даже если это первое января?
Всегда мы должны быть в форме, мы должны обладать теми знаниями, которые необходимо применить к вопросу и естественно необходимо быть коммуникабельным. Ну и опять же, знания, знания, знания!
С какими трудностями вы столкнулись в своей работе?
Трудности были, когда я работал в многотиражке и писал об измерительных приборах, которые я не знал. Я работал на теплоконтроле, и нужно было знать и писать о тех приборах. Это была для меня такая недоученная тема. Отсутствие в те времена тех. знаний.
Что вам приносит самое большое удовлетворение в работе?
Удовлетворение от хорошо сделанного дела. Отдача, обратная связь, потому что я её ощущаю. Я чувствую, когда материал сделан - это для меня всегда маленькая победа, она меня не покидает.
Где сейчас будет труднее? На телевидении, на радио или в газете?
Дело в том, что у каждого СМИ своя миссия. Но на телевидении ты сам себе хозяин. На телевидении я сам моделирую свой сюжет, выбираю материал, и конечный результат на телевидении выше. Мне на телевидении спокойнее, хотя в газете я тоже работал.
Самое интересное знакомство в вашей профессии?
О-о-х! Их было много. Было интервью с итальянской оперной певицей Чечилия Бартоли. Это актриса планетарного уровня, её приезд в Казань был огромной сенсацией. И руководство концертного зала доверило мне взять у неё эксклюзивное интервью. Мне, и никому больше. Опять же доверие и знание материала. Я никогда не лезу в личную жизнь.
То есть, в интервью – только вопросы по работе?
Да. К тому же эти артисты настолько истерзаны столичной жёлтой прессой, что тщательно выбирают слова во время интервью. Если они захотят, они сами скажут о своей личной жизни.
Какие черты характеризуют современную журналистику?
Харизма, гибкость во времени, подвижность. Та же коммуникабельность, раскрепощённость, уровень знаний. Умение преподнести себя, умение выслушать, умение разговорить - наверное это было всегда. Это те правила, которые должны присутствовать. Но многие журналисты сейчас очень поверхностны.
Поверхностны? В каком плане?
Вот как раз не хватает знаний. Есть определённая дерзость, определённая наглость, но это идёт не туда, не в дело.
Как по мне, немного наглости очень полезно в журналистике, да и вообще в любой профессии.
Соглашусь.
Современный журналист должен быть универсальным? Уметь делать один работу всей команды, снимать, брать интервью и монтировать?
Правильно. Я сам снимаю, когда еду за границу, в командировку. Я сам всё снимаю, всё монтирую и потом выдаю здесь.
Это поддерживают?
Конечно, это поддерживают. Журналист должен уметь не всё, но многое. Журналист в Соединенных Штатах - он и оператор, и сценарист, и водитель. У нас ментальность другая.
Вы сами пишите себе текст?
Конечно, но чаще всего это происходит спонтанно. Никогда не пользуюсь заготовками. Опять же, знание дела и знание материала.
Какие умения должен нарабатывать начинающий журналист?
Это очень индивидуально.
А если в общих чертах?
Опять-таки: не робеть, знать предмет разговора, знать тему разговора и знать своего собеседника. Потому что собеседник делает вывод о журналисте, складывает своё представление о человеке, который с ним общается – что нужно журналисту, для чего он пришёл, какие он цели преследует. Это должен быть обоюдный диалог.
Какие задачи самые важные в работе журналиста в наше время?
Донести до людей важную информацию так, чтобы её поняли и приняли все. Вне зависимости от места жительства и статуса. Знать и разбираться во всех сферах.
Какая тематика сегодня больше востребована в современных медиа?
Для каждого читателя и слушателя своя тема, но опять же, журналист должен быть универсальным и разбираться во многом.
Технологизм или творчество? Что важнее - как сюжет снят или о чём он?
Смотря какую цель ты ставишь в сюжете, и о чём он. Можно снять в клиповой манере, можно снять повествовательно. Я делаю и так и так. Нужно всегда менять манеру в зависимости от ситуации.
Что приоритетнее пойдёт в эфир: сюжет о проблеме соседки из дома напротив или приезд олигарха?
Ну, вообще народ охотнее будет смотреть чернуху, как не парадоксально. Чуть позже дотянется до культуры и искусства. Ну и опять же, какое-нибудь важное событие всегда будет темой номер один. Самые резонансные темы, касающиеся каждого, будут выносить на главные линии.
Освещения каких вопросов не хватает в нашем городе?
Не думаю, что у нас есть дефицит. У нас есть всё – и политика, и религия, и культура, и жилищные вопросы.
А чего переизбыток?
Политики, как и везде. Но не так много, как на федеральных каналах.
Согласны ли вы с утверждением, что журналистика сегодня – это один большой новостной отдел?
Это сложно. Визуально, это так. Новости всегда во все времена устанавливают планку. Люди смотрят новости, всё остальное потом. Утренние программы люди автоматически включают и смотрят, собираясь на работу.
Если бы была возможность уехать из Казани на федеральный канал, уехали бы?
Раньше, возможно, да, к тому же была такая возможность. Сейчас – нет, потому что Казань – это город, где всё есть, все события. Каждый день можно находить что-то новое.
Лев Диденко