Из авиации – в журналистику
Она не выбирала журналистику. Журналистика выбрала её. После школы Иртегова Ольга Владимировна поступила в Казанский Авиационный Институт, но когда случайно оказалась в здании журфака и увидела "человеческие" названия кафедр, поняла, что что-то нужно менять.
Знакомая привела её в газету "Красное прикамье", где Ольга стала самой молодой сотрудницей за последние несколько лет. Она ушла из авиационного института на журфак и стала журналистом. Сейчас она заместитель редактора газеты «Известия Удмуртии».
Что для вас ваша профессия и в чём её ценность?
Значимость своей профессии я поняла, когда меня направили по письму наших читателей, у которых не было то ли горячей воды, то ли отопления, и они написали гневное письмо в редакцию. С этим письмом редакция пошла в ответственную структуру и этот вопрос решился. Мне дали письмо с приколотым ответом и я отправилась по указанному в письме адресу. Людям действительно дали горячую воду. Они так тепло приняли меня, посадили за стол, напоили чаем, долго благодарили, и в тот момент я поняла высокую важность профессии журналиста. Я поняла, что журналисты, по крайней мере, в то время, могут влиять на органы власти и на происходящую жизнь, менять ситуацию к лучшему, что журналистика- это созидательная сила. Тогда для меня ценность профессии заключалась в том, что мы можем помочь, можем повлиять на происходящую ситуацию, на становление жизненных взглядов человека, на формирование общественного мнения. Возможность решить чью-то проблему или хотя бы суметь обратить внимание общественности на неё-это приносило самое большое удовлетворение в работе. Сейчас задачи поменялись. Самая главная ценность современной журналистики в том, что журналист является посредником между людьми и властью.
С какими трудностями, творческими проблемами Вы столкнулись в своей работе? Как были преодолены эти трудности и проблемы?
Я прекрасно помню свою первую публикацию. Меня послали делать репортаж с выставки , которая открылась в нашем сарапульском музее. Это была передвижная выставка из Питера . Я пришла на эту выставку, посмотрела её. Ну да, красиво, а что писать – то про неё? На тот момент я не знала, как нужно правильно подавать материал. Я владела средствами выразительности языка на уровне сочинений в школе вот это и выложила в репортаже. У меня было много эпитетов, которые я , честно говоря, списала из словаря синонимов. Нашла там слово «красивый» и рядом с ним синонимы «великолепный, замечательный прекрасный. И в описании каждого экспоната у меня стоял подобный эпитет. После редактуры от моего материала осталась третья или четвёртая часть и вышла в печать маленькая заметка, но я была рада, потому что в газете стояла моя фамилия. Всё нарабатывалась с опытом . Мне помогла работа в отделе писем редакции. Ты работаешь с тем, что к тебе пришло, а у каждого письма есть стилистика, все пишут по-разному. После такой работы вырабатывается понимание стиля и ты уже более свободно можешь делать что-то сам.
Чем Вы руководствуетесь в своей работе? (Ваши профессиональные принципы).
Профессионализм, честность, творческий подход.
Что Вы считаете неприемлемым для себя в работе?
Журналисту, который занимаются вопросами политики и экономики, часто поступают предложения, связанные с заказными текстами, чтобы подпортить репутацию компании или человеку. Я никогда не возьмусь за такие материалы, потому что мне важно не просто получить деньги за качественно выполненную работу, мне важно честно смотреть в глаза любому собеседнику.
Какие черты характеризуют современную журналистику?
Сейчас все находятся в совершенно другом новостном мейнстриме. Людям некогда оглянуться, задуматься, некогда анализировать. Нам нужно только увидеть, взять и выложить. Аналитические жанры умирают. Вернее сказать, они умирают в печатных СМИ. Сейчас аналитические жанры перешли в формат ток-шоу на телевидении. В процессе разговора мы пытаемся анализировать какую-то ситуацию, но это больше не аналитика, а тот же новостной формат. Современная журналистика в том виде, в котором я её понимаю, уже не нужна. По большому счёту журналистика уже ни на что не влияет и не является той четвертой властью о которой всегда говорили. Это определение давно утратило свой смысл.
Согласны ли вы с утверждением, что журналистика сегодня представляет собой один большой новостной отдел?
Да, вы хорошо так выразились. Один сплошной новостной отдел. Может, я заблуждаюсь, сидя на нашем региональном уровне, может у нас на уровне федераций по-другому ситуацию расценивают. Конечно, каждый журналист уникальный человек и создает уникальный продукт, но само поле ориентировано только на подачу информации. Есть ситуация, есть событие, но за ним ничего нет. Никто не пытается управлять ситуацией в СМИ, делать это сложно, потому что нет поддержки, нет идеологической базы, и по большому счету - заказа общества.
Какой специалист востребован современной редакцией?
Креативный, потому что журналистика - это бизнес, и чтобы быть успешным, читателя, телезрителя, радиослушателя нужно постоянно удивлять. А поскольку жизнь циклична, то удивлять становится непросто. Нужно уметь найти в каждом цикле что-то новое, то, что отличает его от предыдущего, подходить к одним и тем же темам с другой стороны. Искать новые подходы, набираться профессионализма,, интересоваться происходящим вокруг, впитывать, переваривать и готовить информацию.
Какие задачи вы видите самыми важными в работе журналиста в наше время?
Обеспечивать качественный поток информации, доносить новости понятным языком, чтобы люди не чувствовали себя лишенными каких-то знаний. Задача журналиста правильно организовать инфопоток. Кроме того, журналист должен быть посредником между властью и обществом, социальным пространством и индивидуумом.
Какие умения должен нарабатывать начинающий журналист?
Нужно постоянно держать руку на пульсе жизни и нарабатывать компетенции в той теме, которой ты занимаешься, чтобы на профессиональном уровне общаться с экспертами в данной конкретной сфере интересов. Журналистика - это не только творчество, это знания, навыки, новые знакомства, новые открытия. Это образ жизни.
Какая тематика сейчас наиболее востребована? Как нужно работать, чтобы сохранить свою аудиторию?
Над этим вопросом ломают головы все руководители СМИ, всем хочется, чтобы был постоянный сбыт продукции, я не знаю, чем можно удержать аудиторию. Меняются поколения, предпочтения. Главное понимать для чего ты работаешь, и получать от этого удовольствие.
Технологизм или творчество: с чем сегодня отождествляется профессионализм журналиста
Когда ты работаешь в этой сфере уже много лет, начинаешь обрабатывать информацию на уровне ремесленничества. Я не думаю, что при этом надо включать какие -то творческие ресурсы, не надо себя обманывать. И это ни есть плохо. Это та самая объективная реальность, и у каждого она своя.
Дарина Боровкова