1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Главред журнала «Идель»: «В журналистике, вероятно, нет такой сферы, в которой я себя не попробовала»

Дата: . Опубликовано в Люди

2018 01 23 2041473Айсылу Хафизову действительно можно назвать профессионалом, она журналист с опытом работы более 20 лет, специализацией ее всегда были культура и религия. С начала ноября 2017 года Айсылу занимает пост главного редактора в литературно-молодежном журнале «Идель», с этим интересным человеком мне удалось побеседовать о журналистике.

Что для вас ваша профессия?

— У меня, на самом деле, две профессии: кинодраматург и журналист. Журналист – это моя самая первая профессия, это способ жить, способ приносить пользу обществу, в конце концов – это способ зарабатывать деньги. На данный момент меня «кормит и содержит» именно журналистика. Сначала она нужна была мне для самореализации, мне было интересно постигать азы профессии, разных её видов. Я, наверное, попробовала себя во всех сферах журналистики, это и газетная, и журнальная, и радио-, и тележурналистика, и в качестве руководителя я много работала, и в пресс-службе. В общем, в журналистике, вероятно, нет такой сферы, в которой я себя не попробовала.

Чем вы руководствуетесь в своей работе? Какие у вас профессиональные принципы?

— Главный принцип для журналиста, как и для врача, – это «не навреди». Наша профессия служит людям. Очень важна порядочность… И милосердие. Потому что часто бывают ситуации, когда журналист встаёт перед выбором – сделать профессиональный "хайп", эффектную публикацию, при этом навредив репутации людей или конкретного человека, или остаться без сенсации. И особенно часто такой выбор встаёт в новостной журналистике, которая очень плотно зависит от провокационных, ярких заголовков. Так вот, в молодости я однажды сделала выбор в пользу эффектности и, увидев людей, которым это навредило, я на всю жизнь извлекла урок. Теперь, когда передо мной встаёт подобный выбор, я всегда склоняюсь в пользу людей, а не в пользу профессии. Фразу, которую часто приписывают журналистам: «Ради красного словца не пожалеют и отца», – ко мне отнести нельзя. Я стараюсь от этого уходить.

Что вы считаете неприемлемым для себя в работе?

— Лень, непорядочность, раздолбайство. Это то, что я не позволяю себе в отношении работы и ненавижу в коллегах, я таких людей не уважаю, независимо от того, руководитель это или просто коллега, влиятельный или невлиятельный человек, эти качества непростительны.

Что, по вашему мнению, является ценностью профессии?

— Я не знаю, что такое «ценность профессии», мне непонятно это словосочетание. Что ценно в профессии журналиста? Сама профессия! Пока она востребована – она ценна.  

С какими трудностями, творческими проблемами вы столкнулись в своей работе? Как были преодолены эти трудности и проблемы?

— На самом деле, в профессии журналиста трудности всегда одни и те же. Очень сложно добывать информацию, именно самую интересную, самую вкусную, самую свежую. Потому что именно эта информация чаще всего бывает закрытой, и мало кто готов сотрудничать с прессой. Вот это очень сложно. Для меня самое сложное – позвонить незнакомому человеку и попросить у него информацию, неважно, чей-то это контакт, комментарий или наводка. Поиск информации – наиболее тяжелое в нашей профессии, самое трудное. И общение с незнакомцами. На телевидении, например, человека, начинающего постигать профессию, сразу отправляют на улицу проводить опрос. То есть боевое крещение, как правило, происходит, когда журналист с микрофоном опрашивает прохожих, там ты учишься различать людей, определять потенциал: даст он тебе комментарий или не даст, ответит развернуто или скомкано. Ещё самое сложное в журналистике, лично для меня, это расшифровывать тексты. Я ненавижу это делать! Всю свою жизнь ненавижу. А вот брать интервью – обожаю.

Что приносит вам самое большое удовлетворение в работе?

— Самое большое удовлетворение в работе – это когда ты понимаешь, что ты был кому-то полезен. Что твой материал кому-то принес пользу, допустим, личного характера. Или что твой материал прочитали люди и сделали для себя важные выводы. Вот это самое приятное в профессии. Или когда твой материал опубликовали, и ты берешь журнал в руки или открываешь сайт, видишь там свою оформленную публикацию с логотипом издания – это тоже элемент радости.

Какие черты характеризуют современную журналистику?

— Я считаю, что абсолютно те же черты, что и сто лет назад. Журналистика – это оперативная, быстрая информация, плюс аналитика, которая помогает людям ориентироваться. Я считаю, что первыми журналистами, а точнее, публицистами в истории человечества были именно ветхозаветные пророки, люди, которые направляли общество, помогали им ориентироваться в понятиях. То есть, грубо говоря, всё, что связано с Меркурием и его свойствами, – это журналистика, и она из века в век одинаковая. В нынешнем обществе больший уклон идёт на визуальную, звуковую журналистику, люди меньше читают, больше смотрят и слушают, поэтому блоги и интернет популярнее, чем печатная и вербальная журналистика. В плане умения добывать информацию очень облегчилась жизнь журналиста, многое можно погуглить. Сейчас всё сильно упростилось и ускорилось.

Какой специалист востребован современной редакцией?

— Опять же, и сегодня, и вчера, и позавчера востребованы универсальные журналисты: люди, которые могут и фотографировать, и снимать на видео, и монтировать, которые могут в любое время дня и ночи выполнить редакционное задание в полной мере, блестяще формулируют свои мысли, всегда находчивые, выйдут из любой сложной ситуации, которые нравятся другим, умеют добывать информацию, имеют большую базу контактов. Общительность и обаятельность востребованы сегодня. Если говорить о технических вещах, то очень важно владеть информационными технологиями, SMM-навыками, если это информ-агентство, умениями в администрировании сайта. В любом случае главное для журналистов – коммуникабельность, ясный и чёткий ум, умение формулировать мысль грамотно.

IMG 1044 2

На ваш взгляд, что необходимо, чтобы стать профессионалом?

— Необходимо постоянно учиться, учиться у опытных товарищей, не стесняться спрашивать и просить совета, стараться прислушиваться к старшим и постигать азы профессии. Проблема современных начинающих журналистов – они совершенно безграмотны, не знают, что такое русский язык, грамматика и пунктуация. Ещё одна проблема студентов журфака в том, что они считают, что они как минимум звёзды и их ждут везде в профессии с распростёртыми объятиями, но это далеко не так: они нафиг никому не нужны. И вот чем быстрее студент осознает, что по факту он будущий безработный, тем быстрее он себе найдёт работу и будет востребован. Потому что ценится только одно – это старательность, усердие. Я, например, всегда предпочту человека, который постоянно со мной на связи и в любое время может мне ответить по мессенджеру и выполнить мое задание. Я, как редактор, ценю в людях вот эти качества: отзывчивость и оперативность. А уж как он это сделает – это уже достигается упражнениями. Всегда можно научить человека, особенно, если он хочет научиться.

Какая тематика больше востребована сегодня в современных медиа? С чем связаны такие тенденции?

— В современных медиа востребованы все темы. Это зависит от региона, от специализации издания. Есть жёлтая пресса, которая пишет о звёздах, об их трусах, об их детях. Есть пресса поинтереснее – аналитическая, там темы совсем другие, есть пресса, которая специализируется только на культуре. В Татарстане, кстати говоря, культурная журналистика на очень низком уровне, потому что она не востребована. То есть статус культуры в Татарстане низок, в плане финансирования, приоритетов. В основном у нас развивают спорт, экономику, молодёжное движение – вот туда вливаются деньги, и, конечно, эти темы освещаются лучше, чем культура. Поэтому у нас совершенно не хватает театральных критиков, хороших журналистов, разбирающихся в театре и пишущих рецензии. Точно так же не могут писать рецензии на кинопродукцию. У нас очень мало аналитической журналистики. Сейчас почему-то все прутся в такие лёгкие, быстрые новости и считают, что это и есть журналистика. На рынке, на самом деле, востребованы аналитические журналисты, пишущие на тему культуры. Я столкнулась с тем, что в Казани таких журналистов я могу пересчитать по пальцам. А я знаю, о чем говорю – в качестве прессека минкульта мониторила публикации о культуре ежедневно.

Как надо работать сегодня, чтобы сохранить своего читателя, зрителя, слушателя?

— Чтобы сохранить читателя, слушателя, зрителя, помимо того, что ты хорошо пишешь, делаешь интересные материалы, нужно понимать, что в обществе востребовано, нужно держать нос по ветру. Собственно, это и есть базовое свойство журналистики, которое со временем не меняется. Что ещё? Я считаю, что журналист не должен идти на поводу у читателя, его всё-таки стоит немного направлять и воспитывать, но, собственно, это в каждой сфере – культурной или любой другой.

Согласны ли вы с утверждением, что журналистика сегодня представляет собой один большой новостной отдел?

— Нет, я не согласна, это не так. Просто в интернете стало очень много информ-агентств, стало много видеоблогеров, но аналитика никуда не делась, её никто не отменял. В любом случае, аналитика – высший уровень журналистики. И вот к этому высшему уровню в профессии необходимо стремиться, то есть нужно понимать процессы глобально: что происходит, к чему всё идёт. И вот тогда ты станешь асом.

Технологизм или творчество: с чем сегодня отождествляется профессионализм журналиста?

— Технологизм, творчество – одно другого не исключает. Сейчас СМИ стараются универсализироваться. То есть, успешны те СМИ, которые используют все способы подачи и продвижения информации: фото, видео, аудио, тексты – новостные и аналитические. Чем больше СМИ удовлетворяет потребности аудитории, которая потребляет информацию, тем оно успешнее. Поэтому технологии никто не отменяет, телеграм-каналы, мессенджеры, видеоблоги – всё это востребовано и должно осваиваться, а у нас этот рынок ещё не освоен.

Марина Усольцева
фото автора