Елена Зарухович: "Всё-таки журналистика – это кураж"
Главный редактор влиятельного глянцевого журнала о своем пути в профессию.
Елена Зарухович известна как ведущая, корреспондент и руководитель увлекательного телепроекта для женщин «Fam TV» на ТНТ-Эфир, который вдохновляет и удивляет своих зрительниц самыми важными женскими секретами. Педагог по образованию, случайно попала на телевидение, когда в 2007 году пришла на кастинг программы «Fam TV».
В настоящее время, вот уже как 5 лет, Елена Васильевна занимает должность главного редактора глянцевого издания «Стольник», уведомляющее о прогрессивных новинках во всех областях и старающееся быть для своих читателей компетентным гидом по стилю жизни успешных людей.
Вы не заканчивали журфак, тогда в какой же момент жизнь связала вас с журналистикой? Как и почему вы остановили свой выбор на этом?
Хочется сказать, что случайно, но я уверена, что в нашей жизни случайности абсолютно не случайны. Я попала на кастинг на ведущую программы Fam TV на ТНТ-Эфир по приглашению редактора телекомпании. Им нужна была ведущая, которая будет чуть старше, чем основные кандидаты. Так как мы работали в парах и подводки к сюжетам строились на диалогах ведущих, некая разница в возрасте между ними давала преимущество и возможность менять направление беседы.
На тот момент, когда я пришла на кастинг я уже работала, была уверена, что кастинг я не пройду, и пошла ради интереса. Хотелось посмотреть закулисье, как строится работа в телекомпании, атмосфера. Ну, видимо, потому что я была уверена, что меня не утвердят, я была очень спокойна. Это, наверное, и сыграло решающую роль. После того как мне сообщили об утверждении на должность ведущей, я была крайне удивлена.
Помните ли вы свои ощущения на первой программе?
Ужасно сильно волновалась, снимали с двух камер. Я четко старалась выполнять рекомендации руководителя программы и редактора, не знала, куда деть руки. Повороты головы, диалоги были немного скованными, потому что начался мандраж, причем не на кастинге, а на съемке. Мне казалось, что в камере я выгляжу старше, полнее. Я это все понимала и по факту получилась не ведущая, а такая « говорящая голова». Скованная дама, руки как положили, так и лежат, знаете, как будто прикованные, только улыбка и поворот головы.
Когда посмотрела в готовом виде эту программу, конечно, было жуткое разочарование, понимала что так вести программу нельзя, мне казалось, что я не соответствую имиджу Fam-TV. Помню, оператор программы сказал на тот момент: «Знаешь, вторая съемка будет еще хуже, а потом ты привыкнешь, начнешь как-то реагировать, подстраиваться и так далее». Так и случилось на самом деле, после второй съемки я подумала, зачем мне это надо вообще, это ужас какой-то. Не могла на себя смотреть, мне казалось, что все не так. Через какое-то время привыкла. Запись программы стала уже рутиной.
Однако вы не остановились на должности ведущей. Как началось ваше шествие по карьерной лестнице?
Просто ведение программы мне было уже не очень интересно. В начале, конечно, иначе, но потом, после того как я привыкла, мне стало интересно писать самой подводки к сюжетам, потом стало интересно научиться снимать, попробовать себя в качестве корреспондента, это в разы интересней чем просто ведущая. Накраситься, надеть какие-то красивые вещи и сидеть там. И времени занимает минимально, но это такая, знаете, красивая картинка, а мне хотелось двигаться дальше.
Руководитель программы Fam-TV Римма Демидова на тот момент занялась моим обучением, у меня стало что-то получаться, потому что через какое-то время меня и молодую коллегу послали на неделю моды в Москве. Это была наша первая поездка, мы очень долго готовились, до сих пор вспоминаем. Она была, наверное, самая эмоциональная, и видимо та ответственность, которую возложила на меня руководитель программы, сыграла существенную роль. Этот кураж, эта атмосфера, понимание того, что ты причастен к чему-то очень серьезному, к серьезному мероприятию, что мы работаем на достаточно высоком уровне и справляемся с этой работой.
Мы видели, как работают москвичи, и не боялись трудностей, они наоборот нас только подхлестывали. А через какое-то время мы ездили туда из сезона в сезон каждые полгода, начали слышать отзывы от организаторов недели моды. Когда ребята видели наш кубик на микрофоне, они понимали, что мы регион, спрашивали: «Откуда вы?». А когда слышали, что из Набережных Челнов, то говорили: «Ребята, у вас такие крутые сюжеты!». То есть мы стали получать уже отдачу. Это только подстегивало к развитию.
То есть вы не считаете, что для того чтобы стать журналистом, нужно заканчивать журфак?
Говорят, если есть желание, то найдется тысяча возможностей, нет желания - тысяча причин. Мы стараемся себя найти по жизни, на разном этапе у нас разные желания. На этапе моего обучения в вузе я планировала быть переводчиком, мне это очень нравилось. Но семейная жизнь внесла свои коррективы, и, наверное, были другие обстоятельства, счастливые в моей жизни, которые привели меня к занятию, приносящее мне удовольствие и по сей день. Работа на ТНТ и работа в издании «Стольник» приносит мне невероятное счастье. Я нашла себя, я понимаю, что я на своем месте, я кайфую.
Для того чтобы развиваться и достигать определенных результатов, нужно учиться постоянно, не прекращая. И неправильно говорить, что необязательно учиться у профессионалов. В моей жизни был профессионал, Римма Демидова, руководитель Fam-TV,которая в свое время училась в Москве на практике у Владимира Соловьева, проходила практику на каналах НТВ, у нее накопился определенный опыт, а своими знаниями она поделилась со мной. Наверное, те, кто умеют учиться, а этому как раз учат в любом вузе, у кого есть способности и понимание, как добиться поставленных результатов, а именно этим навыкам тоже обучают в вузах, такие люди смогут брать в оборот любую профессию. Но самое главное это желание человека учиться, и найти возможность свои желания реализовать очень важно. Именно так и получилось у меня.
А какие качества, по вашему мнению, должен иметь журналист, чтобы его называли профессионалом?
Сложно назвать определенные качества, тут скорее совокупность, некий клубок. Все очень взаимосвязано. Мне кажется, у журналиста должно быть желание узнавать всегда что-то новое. Настоящий профессионал никогда не сидит на месте. Ему интересно пробовать себя в разных абсолютно областях. Каждый сюжет, статья, это определенная работа, новая сфера, нужно немножко узнавать сведения из этой сферы, в том числе, поэтому - любознательность. Амбициозность, обязательно. Порой, напор, наглость в определенных рамках. Но самое главное-желание творить в этой сфере, любить свою работу.
Помню, на неделе моды , как раз увидела как работает достаточно известный фотограф. Он фотографировал известных персон. Представьте бэкстэйдж, столпотворение. И вот он проходит, поднимает камеру над головой и кричит: «Пропустите наглую прессу» и знаете, тут хочешь, не хочешь, расступаешься. То есть это его прием. Он нашел возможность как-то воздействовать на публику, когда нужно пройти и быть в первых рядах. Иногда я его тоже использовала, например, в Батыре, когда концерты, нужно пройти, наши операторы включали свет на камере и кричали эту фразу. Расступаются мигом, просто от неожиданности. Порой умение найти оригинальные нестандартные решения делают карьеру. В работе артисты ценят очень внимание к себе, и как раз таки нестандартные подходы работы с ними будут дополнительным бонусом. Находчивость определенно нужна профессионалу.
Представим, что к вам в издание хочет устроиться новый сотрудник. Есть ли определенные профессиональные требования, стандарты которые в обязательном порядке спрашиваются с него и прописаны ли они где-либо? На что вы обратите внимание в первую очередь?
Что касается нашего издания, мы работаем по франшизе, соответственно у нас есть брендбук. У нас есть требования к написанию текстов. Но редакции интересно работать с талантливыми людьми, с теми, кто увлечен своей работой, у которых всегда новые идеи, творческие решения. Мы нуждаемся в таких молодых людях, потому что, издавая ежемесячно номер, взгляд наших постоянных сотрудников порой «замыливается» и это превращается в рутину. А свежие и необычные решения спасают в таких ситуациях. Для того, чтобы мы взяли молодого специалиста в штат, он должен нас чем-то зацепить. И такое случается часто.
К вам часто приходят студенты на практику. Назовите типичные ошибки в их работе, которые вы чаще всего замечаете?
Ошибки есть всегда. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Например, я сама, когда пришла на телевидение была еще совсем «зеленой», то есть ничего не понимала, училась всему и, конечно, на этом пути были ошибки. Вот умение видеть эти ошибки и признавать, прислушиваться к мнению своих наставников и стараться работать в заданном векторе способны помочь студенту вырасти до профессионала. Также очень важно не перегореть, не успокоиться. Бывает, что люди пишут в одном стиле и тексты становятся очень спокойными. Ты понимаешь, что люди пишут только для того, чтобы сдать материал и это огорчает. С практикантами такое тоже бывает. Всё-таки журналистика – это кураж, и я считаю, что он должен присутствовать всегда.
С какими разочарованиями в профессии вам пришлось столкнуться?
Что огорчает, так это отношение к журналистам. Считается, что волка ноги кормят, и журналист это такой хищник, который ищет выгоду. Например, вчера мы общались со стилистами программы «Модный приговор» первого канала, часть интервью была взята и мы договорились, что вопросы я пришлю письменно, то есть это будет согласование, потому что у них был негативный опыт общения с журналистами. Стилисты рассказывали об определенных трендах, о программе, а затем получали кричащие заголовки в изданиях по типу «Вся, правда о программе модный приговор». Это для них недопустимо. Этот негативный опыт коллег переносится и на нас, хотя мы абсолютно мирное издание, готовы согласовывать тексты и мы не переходим границы.
Кроме мирного отношения, какие еще профессиональные принципы соблюдает журнал «Стольник»?
Мы хотим равняться на серьезные федеральные издания. Потому есть определенные требования, планка, ниже которой мы не имеем право опускаться. С одной стороны это сложно, потому что есть всегда искушение махнуть рукой, но как раз это искушение на корню обрубается. Мы не город миллионник , не столица, у нас в Татарстане свой менталитет ,и те требования ,которые есть у нас и пожелания заказчиков не всегда находят встречный интерес. Они иногда очень разные. Порой заказчики на нас обижаются за то, что с нами сложно. То нас не устраивают фотографии низкого качества, то им нужно изменить цвет заголовка, но по брендбуку мы этого делать не можем. Есть бренбук, есть стандарты. Я понимаю, что заказчикам сложно это понять, так как они не работают в этой сфере. Если мы не будем следовать брендбуку, то это может сказаться как на нашей репутации, так и на репутации заказчиков.
Справедливо ли требование «журналисты должны знать все»?
Должен стремиться знать все. Знаете, как говорят «Все уметь, но не все делать». Здесь то же самое. Когда я работала в телекомпании в Fam- TV, я удивилась одному обстоятельству. Наш оператор Александр Куприн разбирался практически во всех сферах. Вот мы снимаем, например, сюжет в салоне красоты. Водорослевое обертывание…Он всегда интересовался: «Какие конкретно водоросли?» То есть он задавал такие вопросы, что стал в этом разбираться. Я всегда удивлялась, откуда он все это знает. Наверное, когда он снимал, ему было не все равно. Ну очень увлеченный человек. Это очень хорошее качество - стремиться узнать больше.
Давайте представим, что вы сейчас на месте первокурсников журфака. Какие бы были ваши первые шаги на пути к карьере, учитывая все возможности современного мира?
Сейчас я понимаю, что в любом случае первое, что нужно сделать – найти наставника. Это самый короткий путь. Человек, которому ты доверяешь, чей опыт вызывает порой какое-то благоговение.
И не бояться пробовать себя в разных областях, никогда не знаешь, что тебе больше понравится.
Что вы можете сказать родителям, которые считают, что журналист-это не профессия, она не может обеспечить «достойное существование»?
Если студенты вузов учатся учиться и поэтому могут работать практически в любой интересующей их сфере, то журналисты, наверное, пошли немного дальше. Они учатся быть активными, не боятся трудностей, перенимать опыт коллег, знаете, даже некая злость и конкуренция она тоже хорошо сказывается на саморазвитии. Я думаю, что по жизни журналисты, как и педагоги, всегда найдут себе применение. Только журналисты гораздо активнее. Они точно не пропадут, я уверена на сто процентов, что хорошие, любознательные, с горящими глазами журналисты не пропадут никогда.
Гузель Каримова
Фото из личного архива Е. Зарухович