"Я подумала и решила – нужно всех спасти"
«Мне не нравится, когда люди умирают, потому что не могут купить лекарства. Мы не сидим на месте, а пытаемся что-то изменить, помогаем там, где не помогает никто. Ведь кто, если не мы?»
С этих слов Виктория Валикова, врач-инфекционист из Уфы, начала свой рассказ о жизни в бедных странах и о том, как открыла клинику для индейцев майя в Гватемале. Она и остальные участники проекта «Health&Help» оказывают медицинскую помощь в местах с ограниченными ресурсами и строят клиники в странах третьего мира.
- Виктория, как у вас возникла эта идея – построить больницу для бедных?
- В моей жизни было все как-то слишком хорошо. Я подумала, что нужно что-то менять, и решила – нужно всех спасти. Позже отучилась на врача-тропиколога и уехала в Гватемалу. Там мне и пришла идея создать проект и построить больницу. Мы начали рассказывать о проекте, собирать деньги, искать волонтеров, и до последнего момента мы не верили, что у нас получится.
«Местные думают, что я очень богатая»
В поселениях люди считают Викторию очень богатой девушкой, что ей некуда девать деньги и поэтому она решила помогать бедным. На самом деле проект «Health&Help», основателем которого и является Виктория, держится за счет частных пожертвований – все собранные деньги идут на строительство клиник по всему миру. Кроме того, все врачи и волонтеры работают бесплатно.
Одна из таких больниц находится в небольшой деревне Гватемалы. А сейчас команда собирается открыть еще одну клинику, но уже в Никарагуа, где жизнь значительно хуже, чем в Гватемале. Однако, по словам Виктории, реализовать этот проект сложно: там нет ни воды, ни электричества, ни дорог. К тому же, это эндемичный по малярии район.
«Все бы было хорошо, если б не было так плохо»
- Расскажите, как живут люди в этих поселениях?
- Безысходно. Жизнь в третьих странах мира – не сахар. Люди живут бедно, и даже очень. Дома держатся на «честном слове»: полов нет, а стены из палок. Едят они только бобы и кукурузу, а те, кто побогаче, едят мясо. Там очень много голодающих детей, поэтому они отстают и в физическом, и в психическом развитии. Еще в деревнях много шаманов: в Гватемале мы вместе с ними проводили ритуал, чтобы построить больницу. Сами жители часто говорят:
«Мы вроде бы есть, но все говорят, что нас нет. А если нас нет, то зачем нам дорога, школа и клиника. Всем просто наплевать»
Все волонтеры и врачи живут в самой больнице. По словам Виктории, местные часто благодарят врачей за их работу: «Нам приносят апельсины, авокадо, а иногда сыр – это действительно круто!»
- А как вы оцениваете уровень медицины в бедных странах?
- Уровень очень низкий. В Гватемале врачей довольно мало, а цены на лекарства сильно завышены. В деревнях все намного хуже. Там, конечно, есть медпункты. А вот персонала и лекарств в них нет вообще. Это ужасно, когда приходят люди с обычными заболеваниями, а ты отправляешь их домой умирать. Ты знаешь, что это и как это лечить, но нечем. Лекарств просто не хватает. Тем не менее, мы пытаемся помочь каждому.
«Мы – странные люди»
«Health&Help» считают себя странными: помогают всем бедным вне зависимости от расы и пола и не получают никаких денег, разве что жители принесут какие-то подарки. Всех их объединяет одна цель – сделать мир добрее и спасти всех, кого только возможно. К тому же, команда убеждена, если верить в свое дело, то все получится.
Ксения Семагина
Фото предоставлено Викторией Валиковой