1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Вдохновение, упорство, трудолюбие – музыка!

Дата: . Опубликовано в Люди

IMG 2017 03 29 19 32 12 2Учеба в консерватории кардинально отличается от тех стандартов, к которым привыкли студенты обычных вузов. Студентка 3 курса КГК Аделя Мустафина рассказала о сложностях жизни музыканта, а также поделилась своей формулой успеха.


- Как ты пришла в сферу музыки?
- Наверное, каждый родитель в детстве предлагает своему ребёнку пойти в музыкальную школу, и я не была исключением. Но до 4 класса я упорно отпиралась от этой идеи, а родители сильно не настаивали, так как сами работают в сфере культуры и понимали, с какими сложностями мне придется столкнуться, если я начну погружаться в этот мир. Когда моим сверстникам до окончания музыкальных школ оставалось меньше половины, я вдруг решилась. Поиграв какое-то время на флейте, несмотря на успешное начало, выступления и победы в конкурсах, мне показалось, что это не моё. Однажды папа завёл разговор о таком музыкальном инструменте, как гобой. Рассказал, что он занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый сложный инструмент, привел в пример известных гобоистов. После всего услышанного, я решила перевестись с флейты на гобой, хотя папа упорно твердил, что я не смогу на нем играть – слишком сложно. Можно сказать, он "взял на слабо". Вот так и втянулась. После чего поступила в среднюю специальную школу при Казанской Государственной Консерватории.

- Получается, ты успела отучиться и в обычной школе и в школе с музыкальным уклоном. Скажи, в чем их принципиальное различие, кроме того, что у тебя появились дополнительные предметы?
- Это два разных мира. В ССМШ я порой проводила по 12 часов - с самого открытия и до самого закрытия. Потому что знала, что - вот оно, моё направление, и если я хочу достичь чего-либо, то должна много заниматься. Иногда брала ключи от школьного класса и вместо всех уроков играла на гобое. Почти все дети в ССМШ занимаются с 3-х лет. С этого возраста они учатся читать и писать ноты, получают азы игры на инструментах. А я пришла в возрасте 14 лет, было уже поздно начинать. Конечно, поначалу во многом отставала от одноклассников в музыкальной грамоте, и чтобы оказаться с ними на одном уровне, опять же, приходилось много заниматься. Но это все пустяки. Зато я смогла познать две абсолютно разных жизни – непринужденную в средней школе, и взрослую и серьезную в ССМШ.

IMG 2017 03 29 19 32 01- Наверное, вместе со школой поменялась и жизнь за ее стенами?
- Да! Учась в спец. школе, я практически ни с кем не виделась, очень редко гуляла, забыла о том, что такое ходить на каток каждое воскресенье. Слава Богу, если вечером дома хватало сил умыться и лечь спать, а не просто упасть в кровать в одежде. Но иногда удавалось и с друзьями погулять, и на свидание сходить - не без этого.

- Какие экзамены ты сдавала, чтобы поступить в консерваторию?
- Первый экзамен был сольфеджио, где от нас требовалось сдать читку – с листа спеть по нотам определенную мелодию, на слух определить музыкальные интервалы и аккорды, а также ответить на вопросы по музыкальной теории. Второй экзамен – специальность, где каждый абитуриент должен сыграть на своем инструменте. К примеру, я, как духовик, играла концерт для гобоя. Следующий этап – коллоквиум, на котором педагоги проводят нечто вроде собеседования. Конкретно мне преподаватели с кафедры духовых инструментов задавали вопросы о том, какие я знаю произведения для гобоя, выдающихся музыкантов, композиторов, кто из них писал больше всего произведений, и т.д. Также я писала экзамены по русскому языку и литературе.

- Cудя по тому, что ты учишься уже на третьем курсе, со всеми заданиями при поступлении справилась довольно неплохо.
- Трудностей не возникло лишь потому, что мы всегда учились этому, и вступительные экзамены оказались лишь демонстрацией всех полученных в колледже знаний. Если человек действительно одарен и талантлив, ему будет несложно поступить.

- Во всех сферах есть люди, которым не дано заниматься определенным делом, но упорным трудом они достигают каких-то успехов. А есть те, кто талантлив от рождения, и достигают таких же высот, не прилагая особых усилий. К какой категории относишь себя ты?
- Не знаю, это виднее моему педагогу. Он говорит, что мне «дано», но я понимаю, что делаю не все, что в моих силах. Лично знаю многих действительно одаренных ребят, которые расслабляются и занимаются без старания. Сложно представить, каких высот они уже могли бы достичь, если бы работали упорно!

- Что из себя представляет учебная жизнь студента консерватории?
- Как и в обычных вузах, у нас есть пары по литературе, истории, экономике, и даже БЖД. Есть и музыкальные предметы - музыкальная психология, история русской, татарской и зарубежной музыки, анализ музыкального произведения, история музыкальной педагогики. Помимо этого мы играем в студенческих оркестрах, выступаем на всероссийских и международных конкурсах, кто-то даже гастролирует. Индивидуальные занятия по специальности и фортепиано у нас проходят по 3 раза в неделю. Кроме практики на них мы пишем «угадайки» – когда тебе ставят любой фрагмент музыкального произведения, и ты должен угадать, что это.

IMG 2017 03 29 19 32 40

- Наверняка, есть специфические сложности?
- Консерватория - не простой вуз, а музыкальный, поэтому нам нужно уделять большое количество времени своей специальности. Мы долго и упорно учим музыкальные произведения, и это требует большого физического труда, ведь необходимо не просто читать и запоминать ноты, но еще и играть на инструменте. Чтобы достичь качественного результата, нужно без остановки оттачивать мастерство. К примеру, если я действительно упорно занималась, после игры мне кажется, что я пробежала несколько километров. К тому же, бывают у музыкантов и “производственные травмы”. Например, у скрипачей, виолончелистов и других струнников, часто появляются мозоли на пальцах от давления на струны. Духовики помимо пальцев травмируют еще и губы. У каждого инструмента своя специфика, но ни один музыкант не может играть сутки напролет, ведь организм дает нам определенный лимит.

- Многие студенты в обычных вузах параллельно с учебой работают. Реально ли совмещать работу и учебу у вас?
IMG 2017 03 29 19 32 52- Да, многие студенты совмещают учебу и преподавание в музыкальных школах. Конечно, им приходится тяжело – времени становится гораздо меньше, на парах они все делают очень быстро, меньше занимаются, и потом им приходится все это наверстывать. Также можно работать в оркестре, но мало кто попадает туда. В Казани очень мало оркестров, и просто не возникает недостатка в рабочих кадрах. Но мне повезло попасть в Государственный ансамбль песни и танца РТ, там я работаю на полставки.

- Почему ты решила выбрать именно казанскую консерваторию?
- Из-за педагога, с которым я занимаюсь. Он проработал 22 года в оперном театре, проходил стажировку в Голландии – может меня многому научить. Принцип игры на гобое везде один и тот же, и педагог может тебе что-то подсказать, но не научить играть. Поэтому я не уезжаю в другие города.

- А как отнеслись к твоему выбору родители? Ведь многие считают творческие профессии неперспективными, и поэтому заставляют идти детей учиться на экономистов и юристов.
- Родители не отдавали меня до 4 класса в музыкальную школу – они не были против, но и не настаивали. Но когда я решила начать заниматься музыкой, отреагировали вполне адекватно, ведь это мое желание и мой личный выбор. Уже в 7 классе я точно знала, чем буду заниматься в будущем.

- Твоя формула успеха...?
- Здесь все просто: вдохновение, упорство и трудолюбие.


Диляра Маликова
Фотографии из архива Адели Мустафиной