Россия vs. Канада: 1-1
Окончив казанский ВУЗ КНИТУ, Роберт Мустафин продолжил учиться уже в Канаде. Он поделился с нами опытом, помог сравнить системы образования двух стран и даже рассказал о том, как на учебу за границей его вдохновила девушка.
- В какой момент жизни ты решил, что получать высшее образование ты будешь не в России?
- На самом деле, мне очень повезло: свое среднее образование я получил в школе N18, которая каждого своего ученика воспитывала, как будущего лидера и успешного человека. С первого класса нам внушали, что у нас есть приоритет над другими и приучали мыслить глобальнее, шире остальных. "Бери выше, жизнь снесет ниже" – слова моей классной руководительницы. Именно в этот момент у меня появилось сильное желание получить образование в одном из лучших вузов мира, поддерживая статус "выпускника школы N18". Вопрос стоял только в выборе специальности. Примерно в девятом классе я начал осознавать, что двигателем прогресса в нашем веке будут оставаться углеводороды. Именно поэтому по окончании школы я решил пойти в нефтехимию.
- …пойти в нефтехимию и сразу уехать в Европу?
- Нет, для начала я решил поступить в КНИТУ на факультет нефти и нефтехимии. Буду честен: за полгода обучения в университете у меня напрочь отбилась желание делать что-то глобальное. Единственной моей целью было закрытие сессии и избежание отчисления.
- Почему у тебя исчезло желание достигать глобальных целей?
- Я не могу обвинить в этом российскую систему образования, но я считаю, что большую лепту внесла именно она. У университета не получилось на первых порах заинтересовать меня в чем-то конкретном. Он пытался заинтересовать меня сразу во всем, а у меня видение немного другое – я расхожусь в этом плане с системой российского образования, поэтому и желание пропало. Но я рад, что оно появилось снова.
- Что на это повлияло?
- Как бывает во всех красивых историях, я познакомился с девушкой, которая вдохновила меня. Долгое время мы с ней встречались, но она уехала в другую страну, и я пообещал приехать к ней. Я сдержал обещание, несмотря на то, что мы расстались. Все года обучения в университете, наверное, я держался именно из-за этого. Данное мной слово, а также видение в своей профессии будущих перспектив, позволили мне закончить ВУЗ и поступить за границу. Но помимо этого я попытался получить второе высшее образование.
- Почему попытался?
- На 2 курсе в КНИТУ у меня начался период жизни под девизом «чем больше на себя возьмешь, тем больше успеешь сделать». Поэтому параллельно с высшим образованием, военной кафедрой и работой, я поступил в КФУ на факультет территориальной экономики. Как я сказал ранее, двигатель прогресса - это энергетика, а коробкой передач в данном случае выступает экономика. Я решил, что мне необходимо получить хотя бы базовые знания в этой области. Но система российского образования не позволяет нам делать какой-то выбор в рамках выбранной специальности и сильно ограничивает в действиях, а я с ней не совсем согласен. Именно поэтому у меня не получилось окончить второе высшее, но я закончу начатое. Даже сейчас, будучи в Канаде, я беру на изучение предметы, связанные с экономикой, к примеру «экономика в нефтяной сфере».
- Как ты выбрал университет в Канаде?
- Элементарно - с помощью интернета узнал рейтинг университетов по своей специальности, выбрал топовые, распределил по перспективам, которые я в них вижу, и выбрал наиболее подходящий. Я хочу заниматься тяжелыми нефтями Татарстана, а полный их аналог находится в Канаде. Мой университет напрямую сотрудничает с компаниями и занимается тяжелыми нефтями этой страны.
- С какими трудностями ты столкнулся при поступлении?
- Было всего 2 трудности: первая – финансирование. Я искал гранты и спонсорство, которые позволили бы мне покрыть 2 года обучения. Второй трудностью оказалась сдача языкового экзамена. Раньше я его не боялся, но за 4 года в университете я полностью растерял все свои знания английского языка, поэтому в ускоренном темпе восстанавливал его.
- Как проходила сдача экзамена?
- Это отдельная история! Первую часть я сдал хорошо, но в самый важный момент во второй части у меня зазвонил телефон в кармане. Причем, по иронии судьбы, зазвонило то приложение, которое я скачал для подготовки. Меня выгнали, но через неделю я уже сдавал его в Москве, хотя регистрация заканчивается за месяц до даты сдачи. Сдал я на 6,5 балла из 9, хотя мне требовалось 7,0. Поэтому после я сразу написал своему будущему научному руководителю и все объяснил, на что он сказал, что без проблем берет меня даже с моим результатом, поскольку для него важнее были мои научные достижения, а не знание языка. Так я поступил в университет. Теперь два года мне предстоит жить в Канаде, городе Калгари.
- Тебе было тяжело адаптироваться в новой среде?
- Приехав сюда, я понял что, учить мне нужно было не английский, а арабский, потому что в моей исследовательской группе 95% арабов, общающихся между собой на своем языке, и я европеец. Но в коллектив меня приняли быстро. В какой-то мере сыграли роль старшие курсы - здесь принято старшим студентам помогать новеньким. Инициатива исходит от самих ребят.
- В Российских вузах такого точно нет. Чем еще отличается твой университет от места, в котором ты учился в Казани?
- University of Calgary предоставляет студентам шикарные условия для исследовательской деятельности. Например, лаборатории оснащены современными приборами. Во многих российских вузах сейчас это большая проблема - выпускники не умеют работать на новом оборудовании, их приходится учить заново. Здесь есть 6-этажная библиотека, к которой предоставлен свободный доступ. Т.е. в отличие от России, предварительная запись и читательские билеты не нужны. Сильно отличаются преподаватели. Здесь они любят свой предмет, но ведут его «без души», и больше рассматривают эту деятельность, как работу. В России преподаватель - это еще наставник, который может дать совет и приятно побеседовать с тобой. Также тут все компьютеризировано и ведется через интернет. Это делает невозможным «вылезти» на экзаменах за счет своих предыдущих оценок – твою зачетку преподаватель просто не видит.
- Наверное, ты уже можешь сделать вывод, какое образование – российское или канадское – тебе нравится больше?
- В российском образовании много плюсов, просто не для всех они являются плюсами. К примеру, его обширность и невозможность выбора. В России есть четкая структурированная программа, которой нужно придерживаться. Именно поэтому на протяжении всех лет я изучал предметы, которые мне в принципе были не нужны и не были интересны. Также мне не нравится то, что молодой человек в 17-18 лет должен принять решение о своей будущей деятельности и сфере интересов. Я считаю, что в таком юном возрасте это сделать затруднительно, а порой даже невозможно. В итоге многие, жалея потраченное время, продолжают заниматься тем, что им не интересно, теряя интерес к жизни.
Вообще, мне не нравится ни российская, ни канадская системы. Я хотел бы жить в таком времени, когда человек полностью перейдет на самообразование. Он будет приобретать в интернете те знания, которые ему интересны, получать за это сертификаты, и работать в своем собственном темпе.
- Но не у всех хватает мотивации сидеть дома и заниматься, многих нужно организовывать.
- Это уже будет решать проблему переизбытка кадров. Те, кто захочет получить образование, его получат. А для тех, кто не захочет, полно рабочих специальностей.
- Какие у тебя планы на будущее?
- Как и любой нормальный человек, я сомневаюсь в том, куда дальше пойду и что буду делать. Но наиболее вероятным развитием событий станет открытие бизнеса по тем научным разработкам, которыми я занимаюсь, и их применение в промышленности Татарстана и Канады.
Диляра Маликова
фото предоставлено интервьюируемым