1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

«Казанский Пиросмани»

Дата: . Опубликовано в Люди

«Честно говоря, не нравится мне термин «наивная живопись». Она ведь далеко не наивная и не примитивная, как ее еще называют. Это кажется только - намалевал что-нибудь, добавил ярких красок, вот и картина готова...»

А ведь изначально он и не планировал быть художником, да и рисовать-то ему не особо нравилось. Мечтал снимать фильмы, даже поступил в Ленинградский институт киноинженеров на специальность инженера-механика, да вот как-то не сложились у него отношения с киноиндустрией.

Это сейчас его называют «казанским Пиросмани» и классиком жанра наивной живописи, а до тридцати лет он и не думал о том, чтобы стать художником, искал себя, пребывал в апатии и кидался от одного дела к другому.

Альфрид Шаймарданов или просто Алик (как его называют близкие) рос в обычной советской семье: мать работала на хлебозаводе, отец был шахтером. Занимался спортом (вольной борьбой и легкой атлетикой) и кулаками помахать любил. Да и сейчас мало что изменилось: хоть кулаками на танцах, как в юности не машет, а доля авантюризма и хулиганства осталась.

А что, скажете вы, авантюрного? Ну, рисует человек, нашел свое призвание... Так-то оно так, но то упорство и хитрость, которыми он пробивал себе дорогу в искусство, по-другому не назовешь. «Хочу стать знаменитым художником!» - так и написал в своем дневнике, а потом взял и стал им.

"Сальвадор Дали в Казани"

Своим наставником и духовным отцом считает библиографа, философа и энциклопедиста – Ивана Степановича Соловьева. Он-то и помог ему в «перезагрузке» сознания, объяснил почему «Квадрат» Малевича стоит миллионы, а некоторые искусно вырисованные картины не стоят и гроша. Оказывается, все дело в эпохе, во времени. Художник должен писать историю своего времени, стать частью происходящих событий. По его мнению, не важно представителем какого направления в живописи ты являешься: примитивизма или классицизма. Картина – это набор знаков, символов, а их нужно уметь не только читать и понимать, но и доносить до зрителя.

Нарисовал он свою первую работу без какого-либо художественного образования и принес ее на групповую выставку, проходившую в то время в Казани. «Возьмите мою картину – не пожалеете», а в придачу вручил письмо от известного итальянского художника Джетулио Альвиани, с которым вел переписку, и у которого заручился поддержкой и пожеланиями на успехи в творчестве. Картину приняли. И не пожалели! Открыли новый самородок. Вот вам и авантюризм, вот вам и смекалка.

А картины действительно впечатляют. Все они больших размеров и оторвать взгляд от них просто невозможно. Они притягивают взгляд своей красочностью, мелко прорисованными деталями, интересными сюжетами. Смотришь и улыбаешься, а почему улыбаешься, сам не понимаешь. Может от избытка чувств, а может от яркости красок и оригинальных сюжетов. И понять трудно, как такие идеи могут прийти в голову.

«Казанский Пиросмани» и сам уже давно не удивляется тому, что у многих возникает мысль: «А не принимает ли чего-нибудь этот художник?». А он лишь отшучивается и дает зрителю самому решить, как появляются эти образы в его голове. Здесь вам и Сальвадор Дали в Казани, и Майя Плисецкая в Африке, и множество разных зверей, птиц.... Перечислять можно бесконечно, но видеть вживую эти творения – удовольствие величайшее. Работы с глубоким философским смыслом, с частичкой истории нашего времени. Каждая мелкая букашка, тростинка имеют свое значение. Его индивидуальность в интерпретации происходящего – как детская наивность на холсте и взрослая ирония в смысле.

"Майя Плисецкая в Африке"

Кстати говоря, в общении Альфрид Шаймарданов - простой человек, открытый, доброжелательный. Сразу и не признаешь в нем принадлежность к «богемной» профессии. Никакого «налета» пафоса, как это бывает. Не боится говорить правду, выражать свое мнение. Не раз упоминал о сложных отношениях с администрацией Казани, о том, что в Татарстане ему не особо идут навстречу. То ли зависть коллег, которые сами себя загнали в узкий круг одной республики, то ли личная неприязнь.

Зато хорошо складываются отношения с Москвой. «Там понимают, там больше знающих людей, много разных площадок для творческих людей. Совсем другой контингент. Более высокий уровень. Художник должен быть независимым, свободным, не обременять себя лишними вещами, навязанными идеями, мнениями. Тогда будет и успех, и желание работать», - говорит он.

Между тем, скрупулезно собирает вырезки из газет о себе, о своем творчестве в папку. Этому художника научил его наставник. Там же хранятся многочисленные грамоты и благодарственные письма, фотографии работ (к слову, папка весьма тяжелая и содержательная).

Не зря говорят, что после сорока жизнь только начинается. Десятки выставок в разных странах, посольствах, городах, сотни поклонников, звание члена Союза художников России, а самое главное - неповторимые картины... То ли еще будет? Уверена, будет!

Будкина Анна
фото из личного архива художника