Moriko: "Без звуков гитары слова не существуют"
Мы слышим ее голос, льющийся из открытых окон кафе, радиоприемников и плееров друзей. Встречаем на улице - хрупкую и улыбчивую, с гитарой за спиной.
Но так мало знаем о появлении исполнительницы Moriko, поющей о том, что таится в сердцах жителей нашего большого и прекрасного города.
Вечер опускается, скользя по улицам прохладным ветром. Тонкой цепочкой зажигаются огни фонарей, освещая уходящую в гору дорогу. Шаги сотен людей глухо отражаются от стен старых зданий, машины беспрерывно гудят фоновым шумом. Две ступеньки вверх, и мы с трудом открываем неподатливую дверь кафе на углу. Люди, в мутном мерцании сумерек спешащие встретить друг друга, еще на заполнили это место гулом своих голосов. Глаза постепенно привыкают к мягкому полумраку, в неясных очертаниях которого, за чередой аккуратных деревянных столиков, расставленных вдоль стен, сидит хрупкая девушка в платье цвета ночи.
Ее тонкие пальцы неспешно перебирают струны гитары, на фоне которой фигура девушки кажется еще более стройной, вызывая в памяти образ точеных фарфоровых кукол. Последний луч заходящего солнца на миг озаряет ее золотистые волосы, и она ослепительно улыбается, заметив наше присутствие.
Спустя пятнадцать минут мы уже не можем вспомнить неловкий момент приветствия, поглощенные диалогом и мягкой речью собеседницы. Время от времени она, все также лучезарно улыбаясь, потягивает горячий чай, ароматный пар которого теряется в высоком потолке заведения. Перед нами - Олеся Тригуб, известная под псевдонимом Moriko, исполнительница песен собственного сочинения, обещающая вскоре стать еще одной звездой в ряде тех, кем гордятся наши соотечественники.
"Лет в 13-14, помню, я была в походе, - смущенно улыбается Олеся, - взрослые мальчишки взяли с собой гитару. Я попросила их научить меня играть, но они лишь отмахнулись - из-за разницы в возрасте мы не очень хорошо общались. Тогда я решила, что смогу выучиться самостоятельно - взяла их гитару и стала на слух подбирать мелодии. Потом кто-то из них все-таки согласился помочь и послушал то, что у меня получилось. Говорят, вышло неплохо. В общем, дома я нашла на антресоли старую мамину гитару "Москва-80", настоящий раритет! Я успешно приватизировала ее, подбирала на слух мелодии, сочиняла смешные и нелепые песенки, которые сейчас даже стыдно показывать кому-нибудь. Но тогда я не стесняясь пела их друзьям, кому-то нравилось. Постепенно перешла к выступлениям на концертах и конкурсах. Уже там стали подходить люди, приглашали выступать куда-то".
Олеся оглядывает помещение, где начинают собираться небольшие группы посетителей - будущие слушатели. Беспокойные движения пальцев выдают в ней музыканта, как и губы, в момент заминки диалога, кажется, независимо от нее начинающие беззвучно напевать знакомые им песенки.
"Помню одно из первых выступлений, - девушка отрывается от наблюдения за залом, - не школьных или самодеятельных, я имею ввиду. Я очень серьезно к этому отнеслась, несмотря на волнение позвала всех друзей и много знакомых. Ребята из группы "Ледокол Пушкин" пригласили меня выступить вместе с ними в уже несуществующем баре "Драйв". Было здорово, как на сцене, так и за кулисами - своя атмосфера, такое трудно описать. Тогда я и поняла, что за кулисами гораздо веселее, чем в зале, например. С тех пор мы с "Ледоколом Пушкиным" друзья, я их очень люблю, надеюсь, и они меня тоже. Потом, по какой-то невероятной цепочке знакомств, я выступила совместно с Катей Пироговой. Анна Русс подошла после исполнения мной нескольких песен на концерте в "Циферблате" и предложила организовать наш с Катей совместный концерт на той же площадке. Тогда пришло много моих друзей и знакомых, которых я и не ожидала там увидеть, в общем, была дружелюбная и семейная атмосфера, хотя я и забывала слова, были и другие, технические, заминки.
Также, по знакомству, я играла на разогреве у Павла Пиковского и Бранимира. Последний, кстати, впервые "привел" меня в радиоэфир. Он - ведущий одной из программ на "Своем радио", где и звучали мои песни, их ставили и на RelaxFM - это, кстати, было для меня полной неожиданностью. Странное ощущение, если честно. Так получается, что ставят песни еще старые, которые я записывала в школе на диктофон.
Затем дома появился микрофон, что-то записывалось на него. Своеобразная камерность. Сейчас я, конечно, планирую перейти на более серьезный уровень, на студийную запись".
Олеся смеется, вспоминая школьные времена, и приносит гитару, продолжая настраивать звук, лишь иногда отвлекаясь на диалог.
"Из крупных конкурсов я участвовала в интернет-конкурсе "Jagermeister Indie Awards 2015", прошла во второй тур, то есть вышла в топ-50 из нескольких тысяч треков. Нет, не выиграла, но были и свои преимущества - появились новые слушатели, обещали, что мою песню "Слабые" послушает Илья Лагутенко, например.
О своей аудитории могу сказать мало, на сольные концерты приходит не так много человек, больше слушателей на "сборных" выступлениях, где хорошая организация и множество музыкантов, чтобы каждому по вкусу. Да и среднего портрета не составишь - слушают люди разных возрастов, пола и социальных категорий".
Оглядываемся - в кафе стало шумно и многолюдно, полумрак скрылся за ярким сиянием множества ламп. И действительно, здесь и пожилые пары, пьющие горячий кофе в ожидании десертов, и девочки-подростки, шумно втягивающие коктейли через трубочку. И мужчины средних лет в деловых костюмах, пришедшие то ли на концерт, то ли перевести дух после тяжелого рабочего дня. На сцене поднимается суматоха - тянутся провода, подключаются массивные колонки, ведутся оживленные споры веселыми музыкантами. Звонко смеясь, Олеся в последний раз подходит к нашему столику, чтобы поделиться планами на будущее: "Мне бы хотелось записать студийный альбом. Выступить в Москве и Питере. Все, в принципе, для этого есть, и приглашают. Просто надо собраться и поехать. После диплома, конечно, я будущий филолог французского языка. Да, на французском петь пробовала, но мне не нравится почему-то. Больше люблю исполнять на русском, потому что слова - это важно, важен их смысл и художественная красота. Что важнее - слова или музыка? Одно без другого, определенно, невозможно. Я выступаю одна, без аккомпанемента музыкантов, поэтому приходится больше делать ставку на слова. Но без звуков гитары они не существуют". - И она, торопясь, убегает в сторону сцены, в проходе лишь мелькает шлейф ее темно-синего платья.
Еще пара минут, и приглушается свет, гул голосов, жужжащий над уютным пространством аккуратных столиков, стихает. Раздаются первые аккорды и Олеся, звенящим словно горный ручей, голосом выводит:
"Первые черные раны весны
Скрыл цветущий туман..."
Анна Тарлап
Фото предоставлено Олесей Тригуб