1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

"Свободное творчество - это то, что исходит изнутри"

Дата: . Опубликовано в Люди

Свободный художник Элина Борганова занимается росписью стен на заказ. Она рассказала нам о своем творческом пути и о спонтанной природе вдохновения.

eWrDtQoq 9c- С чего началось искусство в твоей жизни?
- Рисовать я начала с малых лет, как и многие дети, наверное. Родители что-то в этом увидели и отдали меня в художественную школу. Мне очень нравился сам образ художника - в детстве я говорила, что хочу стать «придворным художником». Я думала, что в этом есть что-то великолепное, что это круто. Каждый раз, когда я шла из художки, мне казалось, что все на меня смотрят, как будто я художник с большой буквы, если просто несу картину или плакат. Тогда я еще не догадывалась, что придется много трудиться, чтобы что-то действительно получалось. Так что, думаю, мой путь в искусство всё еще только начинается.

- Где ты продолжила обучение? По художественной специальности?
- Нет. Мне хотелось стать переводчиком, потому что с малых лет я занималась еще и языками. Но со временем это мной обесценилось и я уже смотрела по реалиям - куда смогу поступить. Поступать в архитектурный или на дизайнера мне не хотелось, потому что я не люблю чертить, я больше люблю свободное творчество. В итоге как-то все так сложилось, что я поступила и отучилась на политолога, в КГУ. Хотя уже с первого курса я поняла, что это не мое.

- Пока училась, ты продолжала рисовать?
- В этот период искусства было очень мало. Если я рисовала, то только преподавателей на лекциях или плакаты на выступления. Я этому не придавала особого значения тогда, но внутри меня была некая тяга к рисованию. После окончания университета, я искала работу и понимала, что по специальности точно не пойду. Случайно мне предложили должность на заводе художником. Там я периодически писала картины, помимо оформительской работы. У меня были свои наставники, которые уже давно работали там. Они учили меня писать маслом, это был бесценный опыт.

- Какими материалами ты предпочитаешь работать?
- Мой кумир - это масло (масляные краски). Для меня это такой неоднозначный материал, который можно годами изучать. Но также я люблю акриловые краски, иногда рисую акварелью. Очень люблю карандаш.

CBNhnLYhk o- Получается, для того чтобы добиться каких-то результатов не обязательно иметь профессиональное образование?
- Я бы так не сказала. После начальных классов художественной школы я пошла на продолжающие курсы этой же школы, и тогда у меня было скептическое отношение к высшему образованию. Мне даже казалось, что там можно потерять себя, свою изюминку. Но с годами я поняла, что образование действительно что-то дает, какую-то базу. Хотя бывают самоучки, которые никогда нигде не учились, и у них получаются шедевры. Но я думаю, в некоторых случаях чувствуется разница между тем, кто учился и тем, кто нет. Если есть возможность, думаю, не стоит отвергать художественное образование, оно действительно может принести пользу и помочь развить собственные навыки.

- Много ли ты рисуешь просто так, для себя?
- Мне кажется, что я мало рисую. У меня есть друзья, которые не выпускают карандаш из рук. Я не из таких людей. Бывает, что у меня месяцами нет вдохновения, в это время я стараюсь переключаться на что-нибудь другое. А может нахлынуть вдохновение посреди ночи, я этому подчиняюсь. У меня может быть куча других дел, я могу хотеть спать, но меня словно зовет «голос», и я иду к холсту. Внутри меня что-то зажигается, и это нужно как-то выразить. В этот момент я еще не знаю, что получится, руки сами рисуют.

- Какие художники тебе нравятся? На чье творчество ориентируешься?
- С детства мои кумиры - это импрессионисты: Клод Моне, Ван Гог, Огюст Ренуар. Мне хотелось рисовать в похожем стиле. Есть и современные художники, которые мне нравятся. Работы наших, татарстанских, опытных художников, таких как А. Тимиршин, А. Хисамов, Р. Мингазов – очень восхищают. Люблю и работы моих друзей, которые, к сожалению, порой они мало кому показывают, но они тоже очень вдохновляют и чему-то учат. Иногда я пробую различные техники живописи, насмотревшись на других, но в целом я, пожалуй, ни на кого не ориентируюсь. Пытаюсь найти что-то своё.

- Какую из своих работ считаешь самой лучшей?
Qw1Y KQT6gs- Для меня все мои работы - как любимые дети. Я долгое время не хотела их показывать на выставках или продавать. Со временем я стала спокойнее к этому относится, и вот уже примерно год я участвую в различных выставках. У меня есть две любимые работы: одна из самых первых "Вдохновение"- она далеко не профессиональная, но очень дорога мне, и "Огонь изнутри" - она неожиданно родилась после долгого периода застоя.

- Что для тебя важно во время работы, на что ты обращаешь внимание?
- Мне однозначно мешают другие люди во время работы. Музыка во время работы мне помогает, а иногда наоборот - отвлекает. Бывают моменты, когда мне нужно пообщаться, прогуляться, чтобы настроиться, или порой напротив – необходимо побыть в тишине, чтобы услышать свои внутренние мысли и чувства.

- В чем ты еще черпаешь вдохновение?
- Бывает, что это неуправляемое чувство внутри, которое неизвестно, когда придет. Рисуй не рисуй - только работу испортишь. В такие моменты я переключаюсь на что-то совсем иное. А иногда бывает, что аппетит приходит во время еды. Например, когда есть сроки или нужно выполнять заказы.

- Чем ты занимаешься в моменты застоя?
- Если нет заказов в этот период, я устраиваюсь на какую-нибудь работу, пробую что-то новое. Порой даже меняется из-за этого стиль живописи – благодаря внешним переменам происходят интересные внутренние открытия. Если же все время пребывать в этом ожидании вдохновения, то можно даже впасть в депрессию.

- Рисуешь с натуры?
- В последнее время я хочу заняться портретами всерьез, я рисовала их карандашом и раньше, но теперь хочу изучить это основательно. Пейзажи люблю рисовать, но уже давно не выходила на пленер. Бывает, рисую с фотографий. А вообще... я считаю, что свободное творчество - это то, что исходит изнутри.

- Над какими проектами ты работала и над чем работаешь сейчас?
- Раньше я вообще не участвовала в выставках. Я была более закрытым человеком и не понимала, как можно свои картины показывать всем, ведь это что-то личное. А сейчас меня интересуют работы других художников, и мне хочется делиться своими работами, обмениваться опытом и впечатлениями. Создавать совместные проекты, собирать команду. Например, мы проводили на выставке "Весенние перекрестки" интерактив по импровизационной живописи. Теперь у меня появилось много идей как для новых проектов по росписи стен вместе с командой, так и для выставок.

на выставке "Весенние перекрестки"

- Что ты хотела бы сказать тем, кто еще только в начале своего творческого пути?
- Думаю, что я сама в начале этого пути, если честно. И себе, и другим я хотела бы сказать так, как писал в своих письмах Ван Гог своему брату Тео: «Когда что-то в тебе говорит: «Ты не художник», тотчас же начинай писать». Это не значит, что ты должен всегда рисовать, или что ты должен рисовать не хуже кого-то - это не важно. Если творится - твори, создавай условия для своего творчества, учись новому. Ведь, если тебе даны чувства, необходимо искать способ, чтобы их выразить.

Валерия Рытова, группа 13.3-400
фото: 1, 2, 3 предоставлены Э.Б.; 4 - авт.