1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Журналист - хранитель грибницы общества

Дата: . Опубликовано в Люди

Агеева Любовь Владимировна — главный редактор интернет газеты «Казанские Истории». Она пришла в профессию в 1964 году, когда ей было 18 лет.

Её должность называлась «выпускающая»: задача состояла в траспортировке оригиналов между типографией и редакцией. Такую должность Любовь Владимировна получила в газете «Трудовая жизнь» в своём родном городе Отрадном. Затем, она поступила на отделение журналистики в КГУ на заочное отделение, последовав за своим любимым человеком. В университете Любовь Владимировна получила сильную базу по гуманитарным предметам, которая дала «мощную подпитку» её мастерству. Во время учёбы Любовь Владимировна и получила работу в газете. Начинающая журналистка увидела в профессии «возможность улучшить жизнь». Любовь Владимировна была полна помыслов «жечь глаголом сердца людей».

Что для Вас профессия?
Вообще, профессия «журналист» — это образ жизни. Если воспринимать её по-другому, то в ней будет гораздо больше недостатков, чем достоинств. Проявляется это в самых разных обстоятельствах, начиная с личных. Редко успешные журналисты имеют хорошие семьи. Потому что профессия требует полной самоотдачи. Так же в этой профессии  приходится жертвовать очень многим, например у меня это было связано с тем, что я не заводила знакомств в мире искусства и культуры, потому что находились люди, которые вовремя мне говорили, что меня любят потому, что я пишу на тему культуры. То есть во мне заинтересованы, и у меня были случаи в этом убедится. Если не понимать смысла этой профессии, то все эти потери будут достаточно болезненны. Могу сказать, что профессия журналиста помогает иметь чувство собственного достоинства, а в нашей стране редко какая профессия даёт это человеку.

Ваши профессиональные принципы?
Я всё таки считаю, что главный принцип — это то, что журналисты должны давать объективную картину жизни. Эта картина не мешает мне проявить моё личное отношение к этой жизни, но я всегда должна сделать так, чтобы читатель знал, что есть моё мнение, а что есть объективная картина. Журналистика  изначально создавалась как коммуникационное средство, а русская журналистика была "болящей болями" своего народа. Это то, что делает журналиста интеллигентом, потому что неинтеллигента в журналистике, на мой взгляд, быть не может. Журналисты должны очень помогать людям, и во взаимоотношениях с властью и в других областях. Можно помочь какому-то конкретному человеку или помочь в решении социальной проблемы в целом. Например,  мне пришлось участвовать в решении одной серьёзной проблемы:  в одно время решили буквально административно отправлять в ПТУ значительную часть школьников после восьмого класса. В основном это были мальчишки, которых не любили учителя, то есть на объективный принцип накладывался субъективный принцип. Я сделала очень много для того, чтобы снять эту проблему. Ко мне приходили толпы матерей, которые просили заступиться за их сыновей. Я решила помочь всем ребятам, чтобы вернуть им право решать: идти в ПТУ или в девятый класс. А сегодня журналист отстранился от людей, он стал ближе к власти.

Есть ли правила в Вашей работе?
Во-первых, я человек, который требует тщательности работы. Эта тщательность есть  и честность. То есть ты собираешь все факты, а не только те, которые нужны лично для тебя. Также тщательность — это отсутствие фактических и иных ошибок. Тщательность имеет в журналистике профессиональные грани. Первое, чему я учу своих студентов — это то, чтобы не было ошибок. Это очень важное для меня качество профессии, которое я очень ценю, потому что оно позволяет избегать недостатков как примитивных, так и серьёзных. Многие журналисты недособирают факты не потому, что хотят сознательно сместить акценты, а просто потому, что не умеют выслушивать точки зрения.
Во-вторых, если журналист хочет говорить «я», у него должно быть на это право. Даже в законе закреплён особый социальный статус журналиста. Но когда этот статус получает человек, который не имеет на это морального права, то это однозначно опасно для общества.

Есть ли в Вашей редакции профессиональный стандарт?
Мои профессиональные стандарты — это точность, правильность, объективность, бесстрастность. Ведь даже в аналитической статье можно оставаться человеком бесстрастным, то есть нужно дать основу фактам, дать разные точки зрения, и при этом не проявлять свою, и уж тем более не подменять её, как это сегодня бывает очень часто.


Что по Вашему мнению является ценностью профессии?
Для меня самая большая ценность, это то, что моя профессия даёт мне ощущения внутреннего самоутверждения. То есть я имею право на собственное мнение. И самое главное, что любой может иметь собственное мнение, но не всякий выскажет его. Поэтому важная часть моей профессии это то, что я могу своё мнение выразить. Однако сегодня это не совсем так. Я встречалась с таким явлением, что моё мнение кого-то не устраивало. Допустим, канал берёт у меня комментарий, и часть этого комментария я не увижу, потому что он не соответствует позиции того журналиста или самого канала. Кто-то мерит профессию знакомством с артистами и бесплатным посещением театра. Конечно, можно рассмотреть профессию и с этой точки зрения, но ведь профессия «журналист» - это, в первую очередь, творческая профессия, а это очень важно.

С какими трудностями, творческими проблемами Вы столкнулись в своей работе?
Сначала трудности в работе связаны с отсутствием профессионализма, то есть с неумением собрать факты и проанализировать их. Но основные трудности связаны с общением с людьми, ведь журналист вообще очень зависим от людей. А ведь все люди разные, как и герои материалов: приятные и неприятные, умные и глупые, не только сильные, но и бессильные. И поэтому эти трудности во взаимоотношениях с людьми вызывают очень серьёзный натяг как при подготовке отдельного материала, так и в целом. Но моя профессия завязана на общении с людьми, и такие трудности могут поджидать меня везде.

Ваше мнение о профессионализме? Что необходимо, чтобы стать профессионалом?
В  моё время было стыдно не быть профессионалом, это во-первых. А во-вторых за непрофессионализм даже наказывали. Во многих изданиях серьёзно наказывали за фактические ошибки, то есть за ошибку в материале могли понизить или даже лишить гонорара. Сегодня, для многих руководителей СМИ фактические ошибки даже стали некоей нормой. У этого явления есть объективная природа, потому что моя профессия всегда была профессиональной деятельностью, то есть требующей образования. А сегодня журналистика размыта. Я — профессионал, имею свою газету в интернете, а сколько непрофессионалов имеют? Сегодня профессия не представляется уделом профессионалов, любой, кто пишет, может считать себя журналистом. Это размывает профессионализм.

Какие факторы влияют на журналистику?
Во-первых, есть огромное желание власти иметь ту журналистику, которую она имеет. Вообще от власти зависит многое. Поскольку власть очень хотела, чтобы у нас была управляемая демократия, то СМИ являются «приводным ремнём» для такой демократии. И поэтому поощряется журналистика определенного рода. Но тем не менее мы не можем бросить власти обвинение в том, что она узурпирует права современной журналистики, свободу слова. Мы не можем этого сказать. Как бы не хотелось, нужно быть честными. Во-вторых — это объективные свойства, связанные  с информационным веком, который размывает журналистику как профессиональную деятельность. Якобы... не каждый может быть врачом, но каждый может быть журналистом. Это сильно снижает статус профессии и роль профессионала в обществе. В-третьих, многое связано с особенным восприятием информации. Как я говорю, это плата за информационный век. Почему люди перестают вообще читать, почему люди любят читать только «развлекуху», почему умирают газеты? Это плата за то, что современное общество даёт возможность человеку самому выбирать, что ему читать, то есть никто не управляет этим потоком. Это раньше нужно было преодолеть массу препятствий, чтобы прочитать умные вещи, а сегодня человек сам отказался от всего этого. Поэтому умирает мир, сформированный не одним поколением. Почему мы становимся информационным ресурсом? Потому что мы не нужны как самостоятельные проводники общественного мнения. Журналистика — это глина в руках социальной действительности.

Как проявляется влияние этих факторов?
Проявляется оно в основном в том, что люди начинают приспосабливаться. Развивается лишь развлекательный сегмент. Востребованы только глянцевые журналы и телевизионные гиды. Поэтому я стала чаще идти на контакт со студентами-журналистами, чтобы они понимали, что есть и другая журналистика. Возможно, кто-то и пойдёт по моим стопам. Один мой хороший знакомый сказал, что  журналисты относятся к тем, кто охраняет «грибницу» общества. И эту грибницу достаточно сохранить в объёме 25 %, чтобы она, при благоприятных условиях, дала плоды. Меня эта мысль очень греет, так как я считаю себя одним из хранителей этой грибницы.

Валерия Нефёдова
фото: kazved.ru