1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

5 интересных фактов о звукорежиссуре

Дата: . Опубликовано в Люди

I M112Если вы решите записать песню и придёте в студию, то вспомните про эти 5 фактов. И "звукач" спокоен, и вы довольны.

Мне удалось пообщаться с профессионалом своего дела - Марком Кожановым, который рассказал некоторые тонкости, присущие его роду деятельности.
"Звукорежиссёр - относительно молодая профессия. Прежде всего, он обрабатывает звук, его синтез и искажение. Также человек, занимающийся этой работой, как правило, владеет и техническими аспектами профессии: хорошо знает физику звука, разбирается в музыкальной и психоакустике, имеет музыкальное образование. Не стоит путать звукорежиссера со звукоинженером и звукооператором", - так описывает свою работу Марк.
Он выделил несколько интересных фактов:
Первый и самый главный факт: звукорежиссёр не может сделать певцом человека без вокальных данных. Это связано прежде всего с тем, что современные технологии не могут синтезировать человеческий голос, который будет звучать "по-человечески". Он может подправить те участки вокала, в которых вокалист "слетел с ноты", то есть выровнять в ноты. Но при изменении тональности участка, он начинает звучать более компьютерно.
Второй и не менее важный факт: звукорежиссёр не может убрать из песни голос и оставить только "минусовку". Обычные люди не понимают почему, ведь они просят убрать что-то, а не добавить, значит, проблем не должно быть. Это связанно с тем, что диапазон голоса совпадает с большинством инструментов. Например, диапазон голоса и акустической гитары практически полностью совпадают. Поэтому, если из готовой песни начать удалять частоты голоса, то будут убраны все частоты играющие в диапазоне голоса. Человек слышит в промежутке от 20 Гц до 20.000 Гц. Как правило, голос после обработки звучит в диапазоне от 100-150 Гц до 18.000 - 20.000 Гц. То есть при вырезании голоса, останутся бас, часть хай-хета и остатки высоких инструментов, которые будут напоминать скрежет ногтей по доске.
Третий факт: чем больше "убит" голос, тем лучше он сидит в миксе. Под "убийством" голоса понимается приглушение тех или иных частот. В большинстве случаев, частоты голоса до 100 Гц полностью приглушаются. Это связанно с тем, чтобы бас голоса не конфликтовал с басом инструмента. Это улучшает его "читаемость". Если взять акапеллу какой-либо знаменитой песни, то вы услышите как голос звучит неестественно. Менее естественно он звучит у исполнителя в тех песнях, в которых очень много инструментов.
Четвёртый факт: в разных микрофонах один и тот же голос будет звучать совершенно по-разному. Поэтому у звукорежиссёров имеется несколько микрофонов разной ценовой категории. Это связанно с тем, что у каждого микрофона разная АЧХ (акустическо-частотная характеристика) и у каждого человека уникальный голос с разными выражениями в частотном диапазоне. У кого-то могут быть ярко выражены горловые частоты, у кого-то носовые.
Пятый факт: у многих передовых звукорежиссёров стоит далеко не самая дорогая аппаратура. Многие уверены, что чем дороже, тем лучше. Но в звукорежиссуре это в корне неверное суждение. Всё дело в том, что слуховые качества у каждого человека разные. И, например, один человек может услышать как компрессор "пережал" звук, а другой нет, хотя слушали они из одних мониторных колонок. Каждый звукорежиссёр подбирает аппаратуру под себя.

Тихонова Алиса, группа № 13.3-500
Фото: Илья Медведев.