1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Журналистика – ключ к личному счастью

Дата: . Опубликовано в Люди

«Примерно с 9 класса я стал болельщиком казанского спорта. Поддерживал «Рубин», «Ак Барс», УНИКС. Помню, как посещал игры нашей баскетбольной команды еще в КСК «УНИКС». Ходил на «Рубин», когда они еще во Втором дивизионе играли на стадионах «Рубин» и «Электрон». Наверное, именно благодаря такой привязанности к спорту я и стал журналистом».

1111111111111112222222222222223333Так открыл свою профессию Артур Халилуллов – один из ведущих спортивных журналистов нашего города.

Спортивный редактор интернет-газеты «Реальное время» поведал о том, что в наши дни из себя представляет работа журналиста.

– Что для Вас профессия?

– Очень редко в современном мире получается так, что деятельность людей совпадает с их с любимым делом. Могу с уверенностью сказать, что мне в этом плане повезло. Журналистика для меня является чем-то вроде ключа к личному счастью.

– Чем Вы руководствуетесь в своей работе?

– В первую очередь руководствуюсь своими профессиональными принципами. В моей работе это честность и достоверность информации. Вообще, любой настоящий профессионал должен идти по жизни с такими наставлениями, продиктованными им лично. Соблюдая эти правила, журналист сумеет привлечь читателя. Также немаловажен интересный контент, который повышает внимание аудитории к своему продукту.

– Есть ли правила в Вашей работе? Если да, то какие?

– Сейчас в современной журналистике такая тенденция, что все правила отходят в сторону. Люди сильно меняются, окунувшись в эту медиасреду. Я сейчас говорю о негласных правилах, которые нигде не «потрогаешь». Естественно, есть закон о рекламе, закон о СМИ. Они всем известны, поэтому что-то говорить о них не вижу смысла. А вот неписаные правила уходят в прошлое. Журналисты часто запускают непроверенную информацию. Это уже настолько привычно, что входит, к сожалению, в рамку НЕофициальной нормы.

– Удастся ли когда-нибудь вернуться к тем временам, когда эти «негласные» правила соблюдались?

– Думаю, что нет. Почему? Потому что все современные издания, неважно какими каналами они распространяют информацию, стремятся за рейтингами, а аудитория падка на сенсации, на информацию, отдающую «желтизной». В этом плане я не вижу каких-либо путей по перевоспитанию современной публики и сомневаюсь, что когда-то это случится.

– Есть ли в Вашей редакции профессиональный стандарт (профессиональные требования, прописаны ли они)?

– Конечно. В любой редакции есть свои стандарты, требования. Многие из них связаны с законом о СМИ, но также в любой редакции есть свои нормы. Например, написание аббревиатур, организаций, формулировка должностных лиц Республики и страны.

– Сильно ли отличаются требования одной редакции от другой?

– Принципиально - нет. Это больше похоже на какую-то вкусовщину. Допустим, если в одной редакции УНИКС (казанский баскетбольный клуб) принято писать без кавычек прописными буквами, то в другой только с одной заглавной буквы и в кавычках. Вот еще один пример: в одной казанской редакции принято писать премьер-министр Татарстана, а в другой просто премьер или глава правительства. Вот такие мелкие детали, но они формируют собственный стиль издания.

– Что является ценностью профессии?

– Тяжело сказать, что в России СМИ – это четвертая власть, но, тем не менее, мы в своей работе формулируем общественное мнение. Даже вот если посмотреть на свои материалы. В издании «Реальное время» большое значение уделяется аналитике; приятно, когда ты пишешь свой материал и видишь - люди оставляют комментарии, соглашаются с тобой, иногда меняют свою точку зрения после прочтения очередной статьи. Есть, конечно, преимущество у интернет-СМИ, так как здесь хорошо развита обратная связь.

– Как Вам кажется, печатные издания когда-нибудь сойдут на нет?

– Они уже почти сошли на нет. На плаву остались только крупные печатные издания. В свое время удалось поработать маркетологом, поэтому могу дать объективную оценку. Рекламодатель сейчас отдает по остаточному принципу деньги в печатные СМИ для продвижения своих услуг. Естественно, любое издание в первую очередь живет на рекламе. Да, существуют еще государственные субсидии. И те издания, которые имеют субсидийную поддержку, выживут.

– С какими трудностями, творческими проблемами Вы столкнулись в своей работе?

– Какие-то непреодолимые трудности назвать тяжело. Наверное, стоит отметить общероссийскую национальную черту, при которой наши публичные люди не стремятся много общаться с журналистами. Например, общаясь с представителями европейских держав, я заметил, что они свободнее и охотнее общаются со СМИ. А наши, так называемые интервьюируемые, очень замыкаются в себе. Поэтому интересную информации из них труднее выудить. Да и вообще, они менее охотно идут на контакт с журналистом.

– Считаете ли вы журналистику творческой профессией?

– Это некий симбиоз. Есть чистое творчество. Например, писательство. Хотя настоящий писатель является еще и публицистом, формирующим, как и журналист, общественное мнение. В журналистике это все-таки симбиоз с соотношением где-то 50 на 50. С одной стороны – это творчество, с другой – ремесло. Почему? Потому что научиться журналистике может любой человек. Чтобы стать хорошим журналистом, нужна уже творческая жилка. При этом добротным журналистом может стать абсолютно любой человек, если его этому научат. Для этого не нужно сильного творческого порыва. Но лучшие журналисты все-таки больше направляют свою деятельность в сторону творчества.

– Разочаровывала ли Вас журналистика? Были ли моменты, когда вы хотели оставить этот вид деятельности?

– Да, такие моменты были. Даже на какое-то время покидал эту сферу деятельности. Я являюсь приверженцем классической модели семьи, где мужчина является главным источником дохода. И на тот момент, когда я покидал журналистику, доходы не соответствовали моим требованиям. Пришлось уйти в систему маркетинга. Сейчас судьба мне подарила возможность вернуться в свою профессию, на устраивающих меня условиях, чему я очень рад.

– Ваше мнение о профессионализме. Что необходимо, чтобы стать профессионалом?

– Профессионализм – неотъемлемая часть любой сферы деятельности. В журналистике самую главную роль играет опыт. Чем больше ты крутишься в этой области, тем больше в тебе профессионализма. Профессионализм – это как раз та часть, где решает не творчество, а ремесленная составляющая. Умение добывать факты, умение выходить на нужных людей, умение находить информацию. Чем отличается начинающий журналист от уже сложившегося (кстати, это очень ярко проявляется в спортивной журналистике)? Практически все спортивные журналисты – это либо несостоявшиеся или бывшие спортсмены, либо болельщики. И аудитория у нас тоже специфическая, так как каждый болельщик разбирается в теме не хуже тебя. Поэтому когда о спорте пишет новичок или человек, который никогда серьезно им не увлекался, любой болельщик, прочитав его работу, сразу поймет, что автор НЕ В ТЕМЕ.

Еще одна немаловажная составляющая профессионализма – это точность.

Меня, как спортивного редактора, сильно раздражает, когда присылают тексты с неточностями в названиях команд, в фамилиях, должностях... Это касается не только спортивной журналистики. В любой другой сфере журналистики важно соблюдать точность информации. И профессионализм, на мой взгляд, во многом зависит от того, что за журналистом не нужно ПЕРЕПРОВЕРЯТЬ.

– Какие факторы влияют на журналистику (политические, социальные, экономические, культурные…)?

– Все они напрямую влияют на нашу профессию. Любые изменения в социологии, культуре, политике живо находят отклик на страницах газет, в выпусках новостей по телевизору и так далее. Например, в интернете с огромной скоростью появляются новые слова, которые ранее нигде не употреблялись. Со временем такой интернет-слэнг  оставляет свой отпечаток на журналистских текстах.

– Можете дать пример проявления этих факторов в вашей работе?

– Такое случается регулярно. Например, недавние события со сбитым самолетом на границе Сирии с Турцией. Это происшествие мгновенно отразилось на работе всей редакции. Причем это касается не только тех журналистов, которые занимаются освещением политики или военной отрасли, но и, как ни странно, на спортивной редакции тоже. Буквально вчера (интервью записывалось 26 ноября) был на пресс-конференции «Рубина» перед матчем со швейцарским «Сьоном». Как только в зале затронули информации о том, что игру будут обслуживать арбитры из Турции, сразу эта тема стала основной при подготовки превью футбольного матча. Если бы не политические события, то процентов 80, что я бы даже не упомянул в тексте, кто будет судить игру. Вот яркий пример, как политика вмешалась спортивную журналистику.

Еще пример. Вчера же УНИКС обыграл турецкий «Банвит». Сегодня у нас вышел материал с заголовком «УНИКС «ввел санкции» против Турции».

То же самое и в культуре, и в «социалке», и в других сферах. Эпохальные события, произошедшие в той же культуре, не замыкаются среди журналистов, рассказывающих о культуре. Это тут же становится редакционным мэйнстримом.


Данил Зайнуллин
фото предоставлено интервьюируемым