1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

ARCADIART: интернет галерея настоящего искусства

Дата: . Опубликовано в Тема

В наше время тяжело избежать повторяющихся визуальных образов, популярных тем и форматов: везде одни и те же новости, везде один и тот же контент. Ресурсы копируют информацию друг у друга, а читатель или зритель только и рад встречать из раза в раз узнаваемые образы. Проекты, которые занимаются популяризацией искусства в массы, увы, также подчинены этому «духу времени». Однако встречаются и исключения. Ярчайшим впечатлением за последнее время была обнаруженная мной новая группа в VK, посвященная искусству, со звучным названием ARCADIART.

Это — авторский проект некоего анонимного специалиста, который решил выступить против халтуры и плагиата, против набивших оскомину тем и начать новое движение по просвещению людей в плане искусства и формированию качественного вкуса у аудитории. Мне удалось с ним связаться и договориться об интервью.

— Добрый день. Благодарю вас, что согласились на интервью

— Добрый и вам. Благодарю, что предложили: это практически первое моё интервью.

— В закрепленном посте в вашей группе, который, очевидно, является некоей самопрезентацией, вы пишете, что решили создать «галерею настоящего искусства» в противовес популярным сообществам, которые занимаются исключительно воровством чужих материалов и «копипастой». Своим проектом вы предлагаете новый эквивалент качества. Именно такая безответственная конвейерная политика подобных сообществ мотивировала вас посвятить себя такой миссии? Что послужило причиной для создания группы?

— Движущей силой для меня выступило желание прийти в себя на фоне всех событий, связанных с эпидемией, в сочетании с ноющей тоской по искусству, уделять внимание которому я не мог последние три года, так как был активно вовлечен в другие проекты, не связанные с творчеством. Эта тоска меня и побудила снова с головой нырнуть в мир искусства.

Безусловно, общая непросвещенность населения и низкий уровень художественного вкуса — это проблема, с которой я борюсь таким образом. Если человеку показывать только лучшие произведения искусства и немного рассказывать о том, что такое искусство и как на него нужно смотреть — это, конечно, может привести к его культурному и духовному возвышению над самим собой. Достаточно только, чтобы люди перестали относиться к искусству, как к просто «красивым картинкам», и это уже будет победа Просвещения.

А плагиат и халтура в интернете — это мои лучшие друзья: пока они есть, моё «предложение» будет иметь спрос. Не все люди готовы питаться субпродуктами и вторичной переработкой: есть еще те, кто ценит качество и искренность. Я работаю для них.

— Вы сказали про отношение к искусству у широкой публики, как к «просто красивым картинкам», а чем же искусство является на самом деле или чем должно стать для такой публики?

— «Красивые картинки» — это не просто эстетически приятные композиции. Проблема лежит глубже, в корне нашей современной массовой психологии. Образы, которые мы узнаем, — это основа нашей самоидентификации сейчас. Мы ассоциируем себя с ними, определяем свою принадлежность к конкретной визуальной культуре. Но дальше этого обычно не заходит, глубины в этом нет никакой. Настоящее же искусство обладает той силой, с помощью которой можно выразить и чувства, и эмоции, и философские взгляды, и правду жизни, и всю историю человечества. Вот когда зритель находится на переплетении всех этих «нитей», которыми опутана даже самая бесхитростная, на первый взгляд, картинка — тогда только он и начинает понимать, что есть искусство и в чем его настоящая сила.

— Вы не только составляете подборку из картин мастеров всех стран мира и всех направлений, вы еще и пишете статьи об искусстве, даёте пояснения и высказываете своё мнение о художниках и картинах. Почему ваш читатель должен доверять вашему мнению? Вы раньше занимались искусством?

— По первому образованию я живописец, по второму — искусствовед. Около пятидесяти научных работ и публикаций. Куратор выставок и редактор издания об искусстве «в отставке»

— Впечатляет. В таком случае, можете коротко высказать, в чем, на ваш взгляд, заключается главная проблема искусства в наше время?

— Главная проблема искусства сейчас — это то, что им занимаются люди, которые в нем не разбираются. «Философия свободного искусства», возможность продвигать и продавать своё творчество абсолютно независимо от любых профильных институций, общий низкий уровень квалификации людей, которые им занимаются, привлекательная перспектива оправдывать себя «авторским стилем» либо принадлежностью к «современному искусству» — это только малая часть того, что формирует главную тенденцию современности: искусством занимаются дилетанты. И это касается не только художников, но и галеристов, меценатов и искусствоведов. В попытках добиться признания и монетизировать своё творчество, современный автор обеспокоен тем, как грамотно скрыть свои недостатки, пустить пыль в глаза потенциальной аудитории, либо вообще выдать их за достоинства. Настоящий же мастер будет стремиться преодолеть их и достичь абсолютного совершенства в своем искусстве. Сейчас такое — большая редкость.

— А для кого вы вообще делаете свой проект? Кто ваша аудитория? Подобная тематика, на мой взгляд, мало популярна в наши дни, и мало кто стремится копать вглубь, искать что-то новое и, тем более, пытаться понять.

— Я не думаю, что когда-либо будет время, когда искусство станет непопулярной темой. Искусство всегда актуально. Копать вглубь и искать что-то новое эти люди не станут и в других сферах, не только в искусстве: выяснять истину и расширять свои представления о мире — это в принципе лежит вне сферы устремлений их духа. Обширному слою населения информацию нужно приносить на блюдечке, еще и привлекательно оформлено. Я не говорю о том, что это плохо: это — данность, с которой надо как-то жить.

Проект я создаю для всех людей, которым искусство интересно чуть больше, чем слайд-шоу из картинок. Я никого не могу осуждать за взгляды и вкусы, согласно которым они подписались на меня: у каждого из моей аудитории может быть своё отношение и свои взгляды на искусство, своя мотивация находиться здесь. Но я буду поощрять их интерес к искусству, я буду помогать им смотреть на творчество с разных сторон, я буду объяснять тем, кому искренне интересно, я не откажу в помощи никому, кто в этом нуждается. Я не могу заставить всех любить и понимать настоящее искусство, но я способен вдохновить тех, кто к этому предрасположен.

— Вы столько вкладываете сил и времени в то, чтобы контент был оригинальным. Не кажется ли вам, что обывателям, которых вы хотите вдохновлять, хватило бы малой части ваших усилий?

— Но ведь только я сам определяю, правильно ли я делаю то, что делаю. То есть вы предполагаете, что начиная борьбу со вкусами и взглядами масс, я должен был в свою очередь ориентироваться на их вкусы и взгляды? Неплохо.

— Справедливо. А вы хотели бы видеть среди своей аудитории людей-единомышленников или, скорее, учеников?

— Каждый найдет что-то своё. Меня сами подписчики часто просят что-то объяснить, спрашивают совета, просят сделать статью о таком-то художнике или рассказать про такое-то направление, других, видимо, всё устраивает и так. Я открыт к общению, вопросам и просьбам.

— У вас есть какие-то чёткие планы по поводу группы? Чего хотите добиться?

— Мой максимум: оповестить каждого, кому это было бы интересно, что есть такой проект. Я хочу работать для своей аудитории, но эта аудитория должна быть. Больше сил хочется вкладывать, чем большему количеству людей это нужно.

Если говорить о конкретных планах, то в будущем группу ждут несколько совершенно беспрецедентных проектов, которых нет нигде больше. Это заставит взглянуть на искусство с совершенно новых сторон. Сейчас много усилий и времени уходит на продвижение группы, и возможности заниматься ими пока нет.

— И напоследок, разрешите спросить, почему вы, будучи совершенно открытым к своей аудитории, все равно сохраняете анонимность?

— Я не хочу, чтобы личность или вообще любые «отпечатки реальности» влияли на восприятие тех вещей, о которых я говорю. Хочу, чтоб сохранялось подобие воздействия книги, как посредника между автором и читателем, когда личность автора не имеет никакого значения на цельность и самодостаточность мысли. По крайней мере, у хороших авторов.

— Благодарю вас за такой неординарный и самобытный взгляд и последовательные ответы. Вы очень интересный собеседник.

— Благодарю вас за интервью, приглашайте еще.

Мария ИВАШКОВА

Фото: Unsplash.com